Чтобы ребенок стал читателем
С Мариной Козловой, сооснователем и экс-главным редактором издательства «Розовый жираф», поговорили о создании идеальной читательской среды для детей. Публикуем конспект лекции «Мой ребенок не любит книжки!» в лектории «Прямая речь».

Зачем нужно чтение?
1. Это обеспечивает ребенку грамотность (особенно визуалам).
2. Чтение расширяет кругозор, дает возможность побывать в других странах и эпохах, пережить какие-то чувства и пройти через приключения. Когда мы читаем книгу, мы создаем в голове мир. Благодаря этому образуются новые нейронные связи.
3. Воспитание эмпатии. Часто говорят, что современные дети более прагматичные, более равнодушные. Эмпатия более всего воспитывается в семье. Но некоторые ситуации можно прожить только в книгах.
4. Проживание страхов. Например, через сказки, которые тебе читает мама или бабушка. Тебе страшно, но мама рядом и страх прожит в комфорте. То же самое с детьми постарше. Книги, где герой проходит через проблемы, которые пугают подростка — это прекрасный шанс для читателя прожить пугающую ситуацию, не проживая ее лично.
Почему дети не читают?
— Много каналов информации. В нашем детстве такого не было, книга была редким источником интересного. Сейчас это далеко не доминирующий канал, потому что чтение — это затратный процесс, надо думать, вникать.
— У детей мало времени: школа, репетиторы, дополнительные занятия, секции. Редкий ребенок вечером может ничего не делать. А на чтение нужны ресурсы. Чаще всего дети предпочитают слушать музыку — это их вид отдыха после школы и всего остального. Затем — сериалы как часть культуры. Многие подростки говорят: я читаю только летом — друзья разъехались, школы нет.
— В окружении ребенка чтение не является приоритетом. Даже если в семье читают, то знает ли ребенок, что вы читаете, а не просто сидите со смартфоном? Чтение сегодня — это не бумажные книги чаще всего. Взрослые читают с электронных читалок, со смартфонов, слушают аудиокниги — но дети не видят этого, не знают. 90% детей не считают своих родителей читающими.
— У детей нет привычки к чтению. Привычка создается в раннем детстве. Это 100% задача родителей.
Интерес к литературе убивается на уроках литературы в школе. Редко попадаются учителя, которые могут сделать классику интересной ребенку. Отделите в голове ребенка эти уроки от чтения. Или ищите учителей, которые могут рассказать увлекательно о Толстом и Чехове. Я знаю истории, когда люди готовились к экзаменам по лекциям Дмитрия Быкова. А для школьников (и не только) прекрасно подойдет Александр Архангельский и его лекции по литературе.
— Книги, которые предлагают родители, не интересны детям. Темп, который был нормален для родителей в их детстве, сейчас для детей невыносим («очень длинно, долго»). Домашнюю библиотеку надо менять.
На что менять? Давать выбор ребенку.
► Фанфики и фандомы — миры, непонятные взрослому, но могут стать бесконечной темой для обсуждений.
► Комиксы: это хороший путь к чтению. Сейчас многие классические книги выходят в варианте комикса.
► Не ограничивайте формат: «нет, электронная книга — это не то, читай только бумажные». Сейчас есть и электронные, и бумажные, и аудио. Научитесь слушать аудиокниги вместе с ребенком.
► Научпоп: родители часто уверены, что чтение — это только классическая художественная литература. Сейчас настоящий расцвет литературы нон-фикшн, нужно только найти ,что интересно ребенку. Например, в издательстве «Белая ворона» книги Стефана Касты — идеальные для детей и подростков. Есть серия книг про муравьишку Софи — можно наблюдать все самим после чтения. У издательства «Розовый жираф» есть серия «Библиотека карманного ученого» — прекрасные книги, доступные для подростков. Книги Ильи Колмановского, его лекции и подкаст «Голый землекоп».
Что еще важно?
► Право не дочитывать. Книг в мире так много, что нет смысла тратить время на то, что не интересно. Важно выключить контроль: сколько ты прочитал сегодня?
► Нельзя «покупать» чтение: «час читаешь, а потом час я разрешаю играть». Нет, это навешивание ярлыка «ты обязан». Это закрепляет впечатление, что чтение — это повод для конфликта.
Как выбрать книгу?
1) Есть немало каналов и чатов. Например, канал «Библиодуш», «Читаю с сыном и дочкой». Есть подкасты типа «Мам, почитай». Есть подкасты о книгах и авторах — например, у Арзамаса «Гусьгусь». Каналы ровесников: например, тиктокеры, которые рассказывают про книги.
2) Водить на книжные фестивали и выставки. Там на стендах издательств можно встретить не просто продавца, но и тех, кто писал, иллюстрировал или выпускал данные книги — они знают об этих книгах всё, упрощая вам выбор.
3) Водить в книжный магазин. Не спорить и давать ребенку выбрать.
4) Рассказывать о том, какие книги читают в семье. Эти семена дадут свои ростки. Общие темы можно найти всегда.
5) Создавать привычку к чтению с раннего детства — энергозатратный момент, конечно. Чтение перед сном — эти полчаса играют огромную роль в общении родителей и детей. Ритуал становится гораздо большим, чем просто чтение.
6) Разложить книги по дому.
7) Формировать навык чтения. Нужно перестроить свое родительское мышление.
Книги для малышей
Советую Джулию Дональдсон в издательстве «Машины творения»: это очень смешные и познавательные истории в стихах, с яркими иллюстрациями. Перевод Марины Бородицкой — лучшего переводчика стихов.
Книги для 10-11 лет
Дети интересуются книгами про свое окружение. Например, в издательстве «Розовый жираф» есть серия книг «Вот это книга!» про отношения в школе, про отношения с родителями. Подросткам интересно фэнтези. Можно начинать научпоп — например, книги про Джорджа, которые написал Стивен Хокинг вместе с дочерью, научным журналистом Люси Хокинг. У издательства «Абраказябра» есть симпатичные книги по истории.
«Я часто делаю обзоры биографий великих людей. И удивительно, но факт: люди, которые сделали действительно что-то выдающееся, которые что-то изменили, все они выросли в ситуации, когда их окружали книги. Это был фундамент. И часто именно в книгах они находили свое будущее призвание», — говорит Марина Козлова.