Дети тоже выгорают?
Посмотреть запись лекции «Дети тоже выгорают?» психолога Катерины Мурашовой можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Профессиональное выгорание как диагноз изучается очень давно. Давайте на него посмотрим и попробуем прикинуть на детей. Профессиональное выгорание происходит тогда, когда требования к человеку, внешние и внутренние, длительное время преобладают над ресурсами, внутренними и внешними. Длительное время! Не день, не месяц, а годами, это важно. Это вопрос энергии. Биологически — это дистресс. Не путать со стрессом, который суть мобилизация организма. Дистресс — это стадия истощения, когда организм дергают-дергают — и ресурсы кончаются. В этом состоянии человек не может жить долго, вырабатываются психологические защиты. Самый распространенный вариант — цинизм (нет ничего важного, «зачем мне это надо» и т.д.) и болезнь (через болезнь проще объяснить себе свое состояние).
➤ Как это проецируется на детей? Что не похоже? У ребенка происходит много всего: его защищает от дистресса то, что в жизни много нового, так что он не успевает надолго «зависнуть» в этом состоянии. А что похоже? Срабатывают такие же психологические защиты: когда требуют-требуют, появляется защита. Особенно когда задачи однообразные, например, как в школе пугают экзаменами. Возникает ситуация «нависшей угрозы», которая считается в психологии одной из самых разрушающих. А включить защиту цинизмом ребенок пока не может, не умеет.
➤ Глобализм, прозрачность и избыточность — основные характеристики мира. И поскольку наши дети достаточно развиты, у них возникает ощущение «я заранее проиграл» (это ощущение выгорания). Откуда это ощущение? Когда людей мало (например, в деревне), то там все нужны. Деревня инклюзирует любого, он все равно будет при деле и будет нужен. Если ты в городе, то ты уже конкурируешь — но все равно знаешь свое место на этом поле и у тебя есть шанс подняться выше. А сейчас — ты проиграл заранее, как только зашел в Интернет. Потому что там твой талант никому не нужен. А тебя воспитывали как уникальную личность. И это противоречие создает ощущение дистресса.
➤ На детей еще проецируется тревога родителей. Большинство взрослых живут в осознаваемой или неосознаваемой тревоге. Перед их глазами проходит все ускоряющийся поезд, и главная задача — закинуть туда, в этот поезд, своего ребенка, снабдив его некими «крючками», чтобы ребенок удержался в этом пролетающем составе. Родители не знают, откуда и куда идет этот поезд — и не могут сказать этого ребенку. Поэтому просто говорят: НАДО в поезд. То же самое говорят учителя в школе. А у самого ребенка нет внутри кристаллической решетки, его судьба — идти под этим потоком. Длительное время это происходит. Поэтому возникает постоянное ощущение «я устал», «я ничего не хочу». И ребенок никогда не чувствует себя готовым повзрослеть.
➤ Что же делать? Профилактировать выгорание ребенка просто: не надо создавать ребенку «счастливое детство», не надо его «заваливать». Дайте ему самопроявиться, иначе не формируется ТОТ, КОМУ НАДО ХОТЕТЬ. Ребенок должен сознавать себя действующим субъектом. Это очень быстро взрослит детей. А если уже имеем «усталого»? У него нет внутренней энергии, чтобы встать с дивана — значит, нужен внешний пинок. Единственный способ, который реально работает: составляете план того, как и когда закончится его детство, и говорите ребенку, какие у него есть ресурсы. Условно: до какого момента вы будете его кормить и держать в своем доме. Такой план строите — и делитесь с ребенком, убеждаете его. Это встряхивает детей. Лет с 10 уже можно сообщать тем, кто слишком часто зависает на диване с телефончиком и «ничего не хочет».