эМ и Жэ сидели в неглиже

Конспект лекции Константина Шолмова

На этой лекции журналист и историк Константин Шолмов рассказал о том, как изменения в одежде исторически становились отражением изменений в отношениях между мужчинами и женщинами.

Посмотреть запись лекции об истории моды «эМ и Жэ сидели в неглиже» можно в видеоархиве «Прямой речи».

Исторический контекст моды

Мода начала меняться быстро с конца XV века, после Столетней войны и эпидемий. До этого времени изменения в одежде происходили медленно. Люди, которые жили в XI веке, и люди, которые жили в XIII веке, носили примерно одну и ту же одежду. Примерно с XVI века мода становится изменчивой, иногда даже слишком. Иногда бывало такое, что сегодня носят башмаки с длинными носками, а завтра круглые башмаки. Или вот обтягивающие кюлоты носят, а потом вдруг начинают носить широкие панталоны. И теперь по изменениям моды можно отслеживать, как менялось восприятие человеком окружающего мира.

Как Петр I изменил женскую моду

Женщина в Московском царстве вела образ жизни, очень похожий на восточный. Примерно с XVI века русские женщины начинают жить как затворницы и сидят на своей половине дома. Если они выходят на улицу, то это либо церковь, либо баня, либо ближайшие родственники. У них достаточно средневековый наряд: многослойные одеяния, золотое шитье, жемчужные тяжелые ожерелья, которые, как у Пушкина написано, «огрузили шею». Самое главное — показать богатство и зажиточность.


И вот Петр Первый привез в Россию настоящее барокко. За что его многие сразу же приняли за антихриста. Петр оказал значительное влияние на моду, буквально вытащив женщин в публичное пространство. Он ввел ассамблеи, на которые женщины должны были приходить, если их мужья или отцы имели соответствующий статус. Женщины, попадая в новое общество, испытывали шок и неловкость. У них обнажены плечи, шеи и, что самое ужасное, обнажены волосы — а непокрытые волосы считались большим позором. И все там на них смотрят, пялятся в буквальном смысле слова.

А спустя 40 лет после введения ассамблей Джакомо Казанова приезжает в Россию. И он отмечает, что петербургские барышни все танцуют очень хорошо, ведут себя очень непринужденно. То есть он не видит никакой разницы между европейскими женщинами и теми, которые жили в нашей стране. Это говорит о том, что мода и общественные нормы постепенно менялись.


Модник Петр Алексеевич

Петр I сам пристрастился к немецкому платью еще здесь, в Москве, когда ему было 16 лет. Кафтан и все прочие детали одежды ему шили именно по европейскому образцу. И этот костюм воспринимался как вызов. Есть расхожий миф о том, что Петр Первый был человеком чрезвычайно скромным: башмаки чинил по нескольку раз. Но при этом очень неплохо разбирался в моде и заказывал себе костюмы. Например, французский камзол Петра I, который он специально шил для визита в Париж в 1714 году, издалека производит впечатление довольно скромного. Но когда ты подходишь к нему поближе, то видно, что это очень хорошая ткань, великолепная отделка, тонкая, изящная работа. Просто Петр понимал, когда нужно носить матросский костюм или фартук кузнеца, а когда нужно одеваться соответственно королю. Он действительно придавал этому довольно большое значение.

Эпоха барокко и рококо

Практически весь XVIII век Россией управляли женщины. И это очень заметно было и в моде. Люди изображали из себя пастухов и пастушек. Их одежда была искусственно усложненной. Они носили парики, накладывали на себя белила, потом поверх этих белил рисовали себе новое лицо. Конечно, это были люди, которые не знали ни старости, ни заботы, у них ничего не болело никогда, у них всегда все было хорошо, никогда не кончались деньги.

Корсеты и их влияние

В Средневековье все думали, что человек, какой родился, он такой и будет. В эпоху Просвещения появляется мысль о том, что человека вообще-то можно улучшить. И приходит главная вещь, на которой держится вся мода барокко — корсет. Считается, что впервые корсажи из Италии во Францию привезла Екатерина Медичи. Самые первые корсажи предназначались для того, чтобы сделать женщину как можно менее привлекательной, точнее говоря, как можно менее сексуальной, потому что они были из свинцовых пластин, которые полностью сглаживали ее грудь.

Так корсеты стали важной частью женской моды, формируя фигуру и подчеркивая талию. Они были сложными в использовании и требовали помощи в надевании. Акцент делается на талии. Грудь поднимается кверху, потому что мода становится очень сексуализированной, эротизированной. Ноги были под строжайшим запретом очень долго, до начала XX века. А все, что выше пояса, наоборот, все больше и больше обнажается, все больше и больше выставляется на показ.

С течением времени корсеты становились все более сложными и разнообразными. И на протяжении практически всего XVIII века, а потом практически всего XIX-го (за маленьким перерывом в 1820-е годы) корсет формирует женский костюм.


Каким было нижнее белье

В средние века женщины и мужчины носили примерно одно и то же: это называлось брэ, такие шароварчики. Они довольно свободные, удобные, привязывались к верхней части одежды. Нет еще никаких резинок, ни тесемки. Поэтому быстро и самостоятельно их снять невозможно. А поскольку человеку иногда бывает нужно решать свои гигиенические процедуры, то средняя часть между штанинами не зашивалась. Там было свободное место. И это свободное пространство продержалось практически до конца XIX века.

Переход к естественности

К концу XVIII века мода начала меняться в сторону естественности. Появились новые типы платьев, которые подчеркивали естественные формы тела. Это время характеризовалось возвращением к классическим туникам и более свободным тканям. Женщины начали носить более легкие и прозрачные наряды, что отражало изменения в общественном восприятии. Это также связано с влиянием античности на моду.


Жозефина, жена Наполеона, стала одной из законодательниц моды, продвигая идеи античности. Это время характеризовалось свободными и полупрозрачными платьями, которые подчеркивали женственность.

Пушкин в прозрачных панталонах

Когда Александр Сергеевич был молодой, он тоже иногда позволял себе довольно интересные штуки.

Мода на кисею касалась не только женских платьев, но и, например, мужских панталонов — вот этих белых штанов в облипочку. И зафиксирована одна очень интересная история с Пушкиным. Будучи в южной ссылке, поэт приехал в Екатеринослав в дом к губернатору. У губернатора две дочки на выданье. А наш дорогой Александр Сергеевич явился в гости в штанах, сшитых практически из тюля, под которыми не было нижнего белья. Поскольку Пушкин был человек довольно смуглый, а штанишки у него были довольно прозрачные, то зрелище было такое, что губернаторша опешила и даже не знала, что делать. Выгнать она его не могла, он все-таки был человек очень известный, родовитый. Но дочерей ей пришлось удалить из зала, чтобы они ничего лишнего у столичного гостя не увидели.

Возвращение корсетов

Потом в 1830-х снова в моду входят корсеты и мода на узкую талию. Причем, сохранились же старые корсеты XVIII века — так там талии довольно обширные, ничего даже и близко похожего на «самую тонкую талию в Петербурге», которой обладала, как говорят, Наталья Пушкина, в старых корсетах нет.

Появляются новые материалы. В первую очередь, штампованные стальные полосы: если у вас стальной корсет, вы можете вообще любую фигуру изобразить, какую только можно. Абсолютно все крупные корсетные мастерские, мануфактуры участвуют во всемирных выставках. Как сейчас представляются автомобили или самолеты, например: корсет был продукцией примерно такой же степени сложности.

Мода на спорт и штаны в женском гардеробе

Англичане во второй половине XIX века отбивают у французов первенство в моде. Появляется мода на спорт — в том числе, в женском костюме. По улицам гуляют барышни в амазонках, то есть в костюмах для верховой езды: широкие юбки, в которых можно взгромоздиться в седло, относительно небольшие корсеты, которые тоже почти не сковывают движение. Начинается стремление женщины к облегчению костюма во всех смыслах.


И к этому же периоду относятся первые попытки ввести элементы мужского костюма в женскую моду. Амелия Блумер еще с 1840-х начала продвигать идею того, что женщины должны носить штаны. Это встречало не то что сопротивление, это воспринималось просто какой-то ересью несусветной.

Потом появление велосипедов и автомобилей способствовало внедрению более удобной одежды. Женщины начали носить штаны и более свободные наряды, что отражало изменения и в их социальных ролях.

Кому благодарны женщины

В начале XX века в России, как и во всем мире, растет и ширится суфражистское движение, и женщины в конце концов производят огромный переворот в костюме, в нижнем белье. И наконец появляется бюстгальтер — точнее, его первые варианты.

В более или менее современном виде его придумала и запатентовала Мэри Фелпс Джейкобс. Это изделие называлось «корсет без спины».


Но в то время еще не существует магазинов готового белья (и готового платья вообще) и все нижнее белье шьется на заказ. Только начинает развиваться настоящая швейная индустрия, которая подарит нам одежду массового производства. И тут в дело вступает беженка из Советской России Ида Розенталь. В 1922 году она уехала в Америку и там придумала великую вещь — типологию размеров чашечек бюстгальтеров, которыми пользуется все благодарное человечество до сих пор.

Полегче, мужчины!

С ХХ веком приходит стремление к открытости, к свободе, к облегчению. Женщины начали укорачивать волосы и носить более практичную одежду. Но и не только женщины.

До того считалось, что костюм мужчины должен полностью закрывать рубашку: виден только манжет и воротничок, больше ничего. Снять пиджак в приличном месте было совершенно невозможно. Все были ужасно потные.

Конечно, галстук, головной убор. Закрытая обувь, вне всякого сомнения. Там еще кальсоны внизу под штанами. Поэтому мода на спорт, само собой, повлияла и на одежду мужчин, которые стали одеваться чуть более раскованно.

Влияние Первой мировой войны

Первая мировая война внесла серьезные изменения в мужскую и женскую моду. Женщины вынуждены заменять мужчин, ушедших на фронт, на мужской работе. И поэтому они начинают, конечно, переодеваться в мужские костюмы. Все короче волосы, потому что нельзя работать на станках, если у тебя длинная прическа. И в конце концов к 1920-м мы приходим к тому, что женщины начинают напоминать мужчин: становятся менее феминизированными по силуэту, по одежде. Укорачиваются юбки. Обрезаются поля у шляп. Подчеркивается скорее социальный статус женщины.

В мужской моде происходит тоже довольно серьезное изменение, потому что широкие распространения получают трусЫ. Перед войной все помешаны на гигиеничности, на спортивности, на проветриваемости: так в мужской гардероб приходят трусы (хотя часто они всё ещё длиной до колена).

Возвращение к традициям и новые эксперименты

С конца 1930-х годов мода начала возвращаться к более традиционным формам. Заканчивается эпоха экспериментов и появляется жанр, который называется социалистический реализм. Он проявляется во всем: в кино, в живописи, в театре, в литературе и, естественно, в моде. Женщины начали носить более закрытые и скромные наряды. Это отражало изменения в общественном восприятии женской роли. Социалистический реализм устанавливает канон, который держится очень-очень долго, практически до конца советской власти.

После Второй мировой войны — переход к еще более простым и функциональным формам одежды. Потом в 1960-х — снова взрыв экспериментов: стремление к свободе и независимости женщин — и так появляются мини-юбки.

Итого

Изменения в одежде и нижнем белье на протяжении веков отражают изменения в отношениях между мужчинами и женщинами. Мода является зеркалом социальных изменений и восприятия ролей полов. Женщины начали осознавать свою силу и независимость, что отразилось на их одежде. Это время характеризуется стремлением к свободе и равенству. Мода продолжает развиваться, отражая изменения в обществе.

Константин Шолмов
Константин Шолмов
Автор

Читайте также