Как русские импрессионисты ломали каноны искусства

Конспект лекции искусствоведа Дарьи Урядовой

На этой лекции искусствовед Дарья Урядова рассказала о том, как импрессионизм впервые заявил о себе на выставке в Париже и как русские художники принесли темы и приемы этого направления на родину.

Посмотреть запись лекции об истории русского импрессионизма «Пусть будет красиво» можно в видеоархиве «Прямой речи».

➤ Импрессионизм — это искусство радости и счастья. Не случайно когда-то Ренуар говорил: в мире так много плохого, пусть люди хотя бы при взгляде на наши картины смотрят и радуются. Ему вторил Коровин, а Серов говорил: «Хочу писать только отрадное». Поленов был согласен, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. Кустодиев писал своей дочери, что изучать импрессионизм и быть несчастным нельзя.

Импрессионисты одними из первых скажут, что искусство — оно не только для высших слоёв населения, оно и для простого смертного. И понять его может любой. Потому искусство может быть несложным. Можно просто на него смотреть и любоваться, чувствовать себя участником той или иной работы.

➤ Первая выставка импрессионистов в Париже

Импрессионизм зародился во Франции в 70-х годах XIX века. Первая выставка импрессионистов была организована в 1874 году под названием «Анонимное общество художников, скульпторов и гравёров». И она вызвала много споров и критики. Художники стремились показать новое искусство, которое не было принято на официальных выставках, да и публика их поначалу не очень понимает. Единственное изображение той первой импрессионистической выставки — это карикатура на саму выставку.


Критик Луи Леруа свою статью о выставке строит в виде диалога двух посетителей и по ходу обсуждения описывает там все картины. О многих работах два героя статьи говорят довольно плохо. Например, про работу Ренуара, знаменитую сегодня и любимую многими «Балерину», написано: «Как жаль, что художник, обладающий известным пониманием цвета, не умеет рисовать. Ноги его балерины похожи на её газовые юбки».

Дальше он описывает знаменитый «Бульвар Капуцинок» Писарро. Прохожих, изображённых на этой выставке, характеризует как бесчисленные чёрные мазки в нижней части картины: «будто её кто-то языком лизал». В какой-то момент два посетителя доходят до знаменитой работы Моне «Впечатление. Восход солнца». По-французски работа называется «Импрессион», и поэтому герои статьи говорят, что эти художники — лишь «впечатлисты», а их работа — это лишь впечатление от нормальных произведений искусства, и «обои в первоначальной стадии покраски выглядят более законченными, чем то, что мы видим на стенах этой выставки».

➤ Влияние на русских художников

В это время, когда проходит первая выставка импрессионистов, в Париже гостят русские художники Илья Репин и Василий Поленов. Они только что закончили Академию художеств и отправились в Европу. Цель их поездки — не Италия, как было всегда до того. Они первыми из всех художников целенаправленно едут во Францию. Там они, конечно, погружаются очень глубоко в это современное искусство. И нужно отметить, что импрессионизм, по сути, привезут в Россию именно художники, и только потом уже коллекционеры. Но между этими двумя событиями пройдёт 20 лет.

➤ Поленов и Репин стали важными фигурами в русском импрессионизме. Они вдохновлялись современными мастерами и привносили новые идеи в свою работу. Поленов создавал этюды, которые отражали легкость и красоту окружающего мира. Разные сюжеты будут появляться у Поленова, но всё же полноценных картин, законченных импрессионистических работ он так и не напишет. Всё в этюдах, в недосказанности, в недописанности. Совсем другая история с Ильёй Репиным.

В 1875 году Репин уже написал «Бурлаков на Волге» и стал довольно известным в России художником. И все ждут, что он продолжит работать в той же манере. А он пишет «Парижское кафе». Это такой собирательный образ этих кафе-шантан. На первом плане красивая публика и одинокая женщина сидит за столиком — одна, без сопровождения, без компаньонки, без мужа. Поэтому на неё все так озираются и не понимают, как такое возможно. Очень-очень неприличную картину пишет Репин. Ее во Франции не принимают. Он привозит картину обратно в Россию, а здесь эра передвижников, вся эта тяжелая социальная действительность на полотнах. О каком кафе-шантане и красивых людях вообще можно говорить?..



Вернувшись из Франции, Репин и Поленов идут преподавать. И как раз их студенты и становятся первыми русскими импрессионистами: легкий, воздушный, такой импрессионистичный весь Коровин и грустный, печальный, вечно недовольный, хмурый Серов.

➤ Константин Коровин

Коровин не был еще в Париже, он не знает, кто такое импрессионисты. Он сам самостоятельно доходит до импрессионизма. И это веха, конечно, в русском искусстве. Это единственный художник, который сам начнет работать по-импрессионистически.

В 1892 году Коровин впервые побывает в городе, который когда-то и взрастил этих художников, и напишет серию «Ночной Париж», где его интересуют контрасты света и тени, контрасты искусственного освещения фонарей и ночи.

Коровина долгое время считали первым русским импрессионистом благодаря его знаменитой картине «Хористка», которая украшает сегодня Третьяковку. В левом нижнем углу картины можно увидеть дату, очень четко прописанную художником: 1883 год. Но написана дата немного другим почерком, нежели имя. И всех это смущало. И совсем недавно специалисты Третьяковской галереи выяснили, что неправильно датировал свою картину художник. Видимо, он пытается раньше Серова стать импрессионистом и пишет эту дату. Сегодня датируют эту работу 1987 годом: то есть, написана она в тот же самый год, что и «Девочка с персиками». Параллельно два художника, два будущих друга, развивают в своей живописи этот новаторский характер.

➤ Валентин Серов

Серову в момент «Девочки с персиками» всего 22 года. Он совсем ещё юный, только начинает свою творческую карьеру. И в принципе, он начинает с импрессионизма, но на этом и всё, его импрессионизм заканчивается. Он уйдет в реализм и в итоге окажется ближе к Репину, чем к Коровину.

А что же «Девочка с персиками»? Все мы с детства знаем эту работу. Серов впоследствии писал: «Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца, измучил ее бедную до смерти, уж очень хотел сохранить свежесть живописи при полной законченности». Даже в своей легкой воздушной живописи он пытается приблизиться к реалистам, к тем, к старым художникам. Этой картиной Серов по сути открыл целый жанр легких, непосредственных детских образов на картинах. Спустя почти 30 лет другой импрессионистический художник Николай Фешин напишет свою «девочку с персиками» — картину «Портрет Вари Адоратской».


➤ Новое поколение русских импрессионистов

В 1890-е годы появляется целая плеяда художников, которые пишут совершенно по-новому и меняют русское искусство. Одно из важнейших имен в русском импрессионизме — Николай Тархов, художник, который незаслуженно забыт в русском искусстве. Его работами усеяна вся страна. В всех музеях есть по чуть-чуть хотя бы его картин. Его работ много. Уникальный мастер, он, конечно, вдохновлен Писарро с его чудесными «бульварами». Он пишет уникальными мазками, удлиненными «палочками» или, как критики назовут их, знаменитыми тарховскими парижскими «вермишелями». И по этим «вермишелям» Тархова узнать можно всегда.

Николай Фешин, в свою очередь, стал известен своими портретами и уникальным стилем. Он получил золотую медаль на выставке во Франции. Жил в Казани, но сложная ситуация в стране заставила его эмигрировать из России в США, где его работы стали очень популярными.

Импрессионизм в России — это не просто стиль, а целая эпоха, которая оставила глубокий след в искусстве. Несмотря на трудности, российские художники возвращались к этому стилю, даже если это было запрещено. Это свидетельствует о том, что импрессионизм оставил глубокий след в российском искусстве. Он и сегодня продолжает вдохновлять. Многие художники используют элементы импрессионизма в своих работах, создавая новые интерпретации.

Дарья Урядова
Дарья Урядова
Автор

Читайте также