Европа 19 века для него - что дом родной. Он знает все, что делали композиторы в каждый момент своей жизни, что они писали и как себя при этом чувствовали. Но для нас весь этот вал информации освежается очень трезвым сегодняшним взглядом лектора на вещи. Рациональным, реалистичным, московским. И переложением истории на наш, если не уличный, то почти сленговый и фейсбучный язык.

Всякие словечки, фразы из фильмов («А теперь моментально вот эту штучку», - говорит Варгафтик, и ставит следующий отрывок Реквиема) от «Собачьего сердца» до «Места встречи изменить нельзя»… Все это называется «культурным кодом» и это абсолютно наш код.


К гениям Артем Варгафтик относится с почтением, но без трепета. Никаких романтических трактовок и мистических версий. Господи, голову Гайдна украл из могилы человек, который хотел изучить природу гениальности композитора – «залез и открутил от тела», «ее потом долго искали», «у него и мысли не было, что он совершает преступление»… И все в таком роде.


Вчерашняя лекция была про Реквием Моцарта. И кто бы мог подумать, что вокруг этой музыки столько тайн, интриг, фальсификаций. И чисто человеческих обстоятельств. И Варгафтик все это так нанизал одно на другое, что получился натурально детектив. Какой-нибудь менее занятой музыковед из эдакой лекции мигом сделал бы книгу и сценарий. Два – художественный и документальный.


Все составляющие хорошего детектива на лицо. Тут вам и улики – прямые и косвенные. Тут вам и документы. И погружение в контекст эпохи. И биографические и географические подробности: куда Моцарт ездил, что писал, где присутствовал, и какое у него при этом было настроение. И семейные обстоятельства (весьма невеселые – с женой ему явно не повезло). Но самое замечательное, что главным свидетельством в пользу той или иной версии – выступает музыка. Музыка в любой истории Варгафтика остается главным действующим лицом.


«Вы слышите? Это уже другие ноты!» - восклицает лектор и с удовольствием вслушивается в разницу.


Конечно, не слышим, но очень стараемся!

Читайте также