Я ведь если впечатления не выплесну, то прям жить дальше не могу. Мне бы пойти холодильник помыть, а я думаю про профессора Зубова. Лекция была неделю назад, а я еще под кайфом от нее. Андрей Зубов - ученый 21 века, но выглядит так, будто переместился из 19-го. В чистом, незамутненном виде. Настоящий профессор, типа Преображенского, у которого наверняка, не коридор или там «прихожка», а передняя. Который переодевается к обеду, и суп наливает не из кастрюли, а из супницы. И уж конечно не читает за завтраком советских газет.


Будто не было 20-го века, революции, будто столыпинские реформы успешно реализованы, Россия с 1913-го только и делала, что наращивала темпы развития всего, а науки только и делали, что цвели. Вот он вошел, будто на машине времени прилетел. В светлом костюме, белоснежной рубашке, галстуке - БАБОЧКЕ. Бородка (именно профессорская), седина, которую иначе как благородной и не назовешь, легкая курчавость и картавость. Прекрасный цвет лица и легкий румянец. Говорит медленно, с достоинством, с юмором и употребляя выражения вроде «смущение в сердце». И портфель - настоящий, профессорский, а не как у Жванецкого... Это, конечно, все ерунда, внешнее, материальное, спецэффекты… Но после лекции этого благообразного, снисходительного к публике и критичного к себе (после выступления, приведшего аудиторию в настоящий интеллектуальный восторг, раздав сотню автографов, он тихо спросил организаторов: «это был не полный провал?»; а во время лекции сказал: «по-моему, все спят, и это правильно. Когда люди мучаются – они всегда засыпают. Так легче») в общем, после этого у меня в мозгу - с болью и скрипом, но заработали ранее никак не задействованные участки. Я даже могу показать, где они. В районе макушки. Такой вал информации, научных фактов, статистики, цитат, простых и сложных выводов в области, о которой никогда не задумываешься – человеческая религиозность.


«Почему философию Платона исповедуют сотни, философию Аристотеля тысячи, а религия объединяет миллиарды?»; «Научный, абсолютный, доказанный факт, что религия – это всеобщее явление. Нет и видимо, никогда не было народа без религии. Даже самые примитивные народы, которые не знают земледелия, живут охотой и собирательством – имеют очень развитые, глубокие религиозные знания».


Люди, которым было интересно узнать «Что такое религия» именно от этого лектора – оказались очень-очень разные. Рядом сидел подросток и нагло пил колу (а потом конечно, трещал пустой бутылкой), впереди молодая пара слушала-слушала, а потом принималась целоваться, ну натурально. Красавица на каблуках то и дело отсылала смс-ки с цитатами из лекции. Студенты МГИМО конспектировали и еще записывали на диктофон. Мужчины и женщины постарше внимали – кто с критическим прищуром, кто с обожанием… А потом быстро пришли в себя и забросали профессора «прекрасно-сформулированными» (по словам самого Зубова) вопросами. Он был внимателен: «Этот вопрос провоцирует меня на политический ответ, но я останусь в рамках академической науки».


По-моему, лекция была совершенно, предельно, экстремально современной, если не сказать, опережающей время. Андрей Зубов как бы усыпляет своей милой манерой изъясняться и безупречным профессорским обликом, а вещи говорит отнюдь не милые и общеизвестные. Я обычно записываю яркие моменты каждой лекции, то, что цепляет. Это в среднем 3-4 листа формата A4. От Зубова их - 12, густо-густо исписанных. Год слушая Быкова, я кое-как избавилась от ощущения, что не читала ничего и столько же знаю о литературе. Но столкнувшись с Зубовым, снова поняла, какой тонкий культурный слой у меня внутри: так нанесло что-то, слегка припорошив общую необразованность.


Зубов опирается на такой глобальный корпус знаний, накопленных человечеством в разных областях, что не поспеваешь осмыслить... А еще он вдруг легко, в том же контексте цитирует стихи: Блока, Северянина, Бунина… Плюс цитаты из Апостола Павла, Бхагавад - Гиты, Цицерона, Эпикура, Паскаля («Если дела человеческие надо знать, чтобы любить, то дела Божьи, наоборот, надо любить, чтобы знать…»), Дантэ, Гете, Гомера, Конфуция, Гегеля, английских и китайских религиеведов... И - Боже мой! (это ж лекция по истории религии), сколько всего в моих представлениях о человеке, человечестве, истории и Боге, то, что казалось очевидным АПРИОРИ - перевернулось, зашаталось и завалилось. А что-что еще раскачивается и продолжает колебаться. Но чувствую - скоро тоже упадет.


В области языка и религии человечество движется не от простого к сложному, а наоборот»; «Даже самые примитивные народы, которые не знают земледелия и живут охотой и собирательством, имеют очень развитые и глубокие религиозные знания. А в их языках может быть не так много слов, но сложнейше грамматические структуры и понятия, которых нет у нас… Например, «выход из вечности». Вот что это, по-вашему?»


По-моему, это взрыв мозга.


И еще такой тезис поразил: «религия, а вовсе не труд сделала человека человеком. Человек религиозный – «хомо религиозус» - это то же самое, что и «хомо сапиенс». Самое главное и самое сокровенное отличие человека от всего остального живого мира - это то, что он ищет соединения с Богом и желает этого соединения, работая с колоссальным напряжением сил над своей духовной задачей. Сознавая свою грешность, слабость и неадекватность. Стараясь преодолеть все это, человек и создает весь тот мир, в котором мы живем сейчас».


Жду сентября - первую лекции послушаю снова, ну и легче будет вникать в следующую... И постараюсь держать в рабочем состоянии проснувшийся кусок мозга, отвечающий за Зубова.

Читайте также