Это как когда читаешь что-то про себя, читаешь-читаешь и понимаешь, что нет! – невозможно переносить такое в одиночку. Ты переполнен и говоришь тому, кто рядом, даже не важно, кто: «Нет, ты послушай, как пишет!» И давай декламировать. Человек может отреагировать или нет, но тебе это даже не важно – в тебе плещется восторг, и его хочется разделить. «А еще вот это место послушай! Да брось ты этот веник!» Эх, давно мне так не говорили…

А теперь представьте, когда литературным восторгом делится Быков. Это же экстаз. Нет, он, конечно, сначала очень аргументированно объясняет, почему выбрал именно это произведение и чем оно замечательно. И мы ему, конечно, верим.

Но к литературоведческим-то радостям мы уже попривыкли и даже разбаловались, а тут – новое удовольствие – попользоваться талантом чтеца. Такого чтеца, который понимает в тексте каждую мысль, каждую эмоцию, причем и героев, и авторов. Который все сто раз примерил на себя и на других, читал, перечитывал, думал об этом, связал и прожил с этими рассказами свою жизнь… И вот теперь читает нам.

Если вы слышите произведение впервые, то – путь к нему облегчается, открывается. Быков как бы дарит вам еще одно лекарство из аптечки русской литературы – берите, пользуйтесь, прибегайте к нему в любую минуту уже вашей жизни. А если вы это уже читали, то, услышав в интонациях Быкова, улавливаете в звуках и смыслах что-то новое, прежде не замеченное. Это как сначала прочитать книгу, а потом увидеть фильм по ней, снятый очень сильным режиссером. Ну, может, не совсем так, но близко.

Лично мне Быков дарит все новые смыслы. Смыслы, которые он явно все время теряет и ищет сам. Я читаю его, и остро чувствую, как ему больно – когда теряет, и как радостно - когда находит. Всегда находит. Обычно в литературе. 

Полина Санаева 

Читайте также