+7 (495) 542 88 06

ЛЕКТОР

| лекции по литературе |

Александр Архангельский

Александр Архангельский

Известный российский критик, литературовед, писатель, публицист, телеведущий. Автор, ведущий и руководитель программы «Тем временем» (телеканал «Культура»). Педагог и автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе.
Александр Архангельский читает лекции по литературе в лектории «Прямая речь» в Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне.

Афиша

в декабре

Герои Гоголя как литературные маски
дек
19

Кто: Александр Архангельский

Что: Герои Гоголя как литературные маски

Где: «Прямая речь», Москва, Ермолаевский переулок, 25

Когда: 19 декабря, четверг, в 19:30

Цена: от 1500 руб. до 1750 руб.

У героев Гоголя неповторимые характеры – и в то же время это литературные маски; маскарад живых персонажей - вот что такое мир его прозы.
Что общего между фантастикой ранней прозы Гоголя, абсурдом его знаменитой повести «Нос» и моралью одного из самых смешных произведений русской литературы - поэмы «Мертвые души»?

! до 8 декабря - стоимость 1 500 руб.  

     с 9 декабря - стоимость 1 750 руб.

подробнее
ИЛИ


в январе

Антигерои как Герои: Лермонтов
янв
16

Кто: Александр Архангельский

Что: Антигерои как Герои: Лермонтов

Где: Прямая речь, Москва, Ермолаевский переулок, 25 (м. Маяковская)

Когда: 16 января, четверг, в 19:30

Цена: от 1500 руб. до 1750 руб.

Использовать классику как моральный катехизис не выходит. Тут, как пишут в сетевых статусах, «всё сложно». Сложно – и до крайности интересно.
Начиная с «Бедной Лизы», продолжая «Онегиным» и продолжая Печориным, «неправильные» герои вызывают наше сочувствие, наш интерес, а «положительные» смещаются на периферию. За редчайшими исключениями. 

! до 5 января - стоимость 1 500 руб.
    с 6 января - стоимость 1 750 руб.

подробнее
ИЛИ


АРХИВ ЛЕКЦИЙ АВТОРА

Архив 2019 год...

«Герои Пушкина: и далее везде»

Кто: Александр Архангельский

Что: «Герои Пушкина: и далее везде»

Что общего между такими разными героями, как Руслан и Онегин, Сильвио и Гробовщик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» и Старуха из «Пиковой дамы», Пугачёв и Екатерина, Гринёв и Татьяна?
Какой сквозной сюжет сплетает для своих героев Пушкин? И как этот сюжет связан с нами?

подробнее

Маленькие шедевры русской литературы: «Бедная Лиза» и «Горе от ума»

Кто: Александр Архангельский

Что: Маленькие шедевры русской литературы: «Бедная Лиза» и «Горе от ума»

Крошечная повесть Карамзина «Бедная Лиза» и не слишком длинная комедия «Горе от ума», написанная Грибоедовым в промежутке между важными дипломатическими делами, определили лицо тогдашней новой русской литературы. Тогда же в русской литературе появляются маленькие, «лишние» люди. Поговорим о Карамзине и о Грибоедове. Почему без маленькой повести «Бедная Лиза» непредставима вся великая русская классика? И почему в комедии Грибоедова смех не может победить ничего? Что же это за комедия такая? И что за идиллия, где невозможно счастье?

подробнее

Кто такие классики? Кто их назначил? Зачем?

Кто: Александр Архангельский

Что: Кто такие классики? Кто их назначил? Зачем?

«Герои классики: краткий курс» для мудрых родителей и умных подростков


Мы ждём от классики ответов на роковые вопросы, а она предлагает другое: сложную картину мира, в которой нет полностью правых и до конца виноватых. 

А есть свобода, постоянный поиск, игра с нарушением правил. В ней, как пишут в статусах, «всё сложно».

подробнее

Архив 2018 год...

«Все герои Пушкина за полтора часа»

Кто: Александр Архангельский

Что: «Все герои Пушкина за полтора часа»

Мы произносим имена героев Пушкина, как произносят пароль. «Стой, кто идет?» - «Онегин». – Отклик? – «Ленский». И как перекликаются в полете: «Маша, Маша! Я Дубровский! Как слышно? Прием». Слышно, в общем, хорошо. Невозможно представить себе человека русской (она же европейская) культуры, не знающего пушкинских героев. Но есть ли между этими героями какая-то связь?

подробнее

Архив 2016 год...

«Русский писатель и русский царь»

Кто: Александр Архангельский

Что: «Русский писатель и русский царь»

Русский царь и русский писатель оказались конкурентами. Претензия на духовную власть сталкивалась с претензией на власть как таковую. 

подробнее

Александр Архангельский

Кто: Александр Архангельский

Что: «Вся лирика Пушкина за полтора часа»

Сегодня, говоря о Пушкине надо исходить из того, что о нем никто не знает ничего, кроме имени. Это в 60-70-е годы все всё про Пушкина понимали и можно было уходить в бесконечные детали. А сейчас надо рассказывать заново, уже в другой ситуации, в другом контексте, для другого поколения, в других образах. Когда я начал обдумывать эту идею, мне пришло название "Пушкин для неверующих». Нынешние школьники и многие взрослые и есть эти неверующие. Моя задача познакомить их с творчеством Пушкина так, чтоб они в него снова поверили. И стали читать.

подробнее

Архив 2015 год...

Александр Архангельский

Кто: Александр Архангельский

Что: «Вся проза Пушкина за полтора часа»

Что общего во всех сюжетах Пушкина? Зачем ему понадобился Белкин? Почему он свято верил в Случай и не слишком верил в Справедливость?

подробнее

Александр Архангельский

Кто: Александр Архангельский

Что: «Островский за полтора часа»

Островский: получить удовольствие и сдать ЕГЭ.
Кому-то Островский кажется скучным, устаревшим, в школе проходят "Бесприданницу" и "Грозу". Но что мы знаем о нем и его произведениях?

подробнее

Архив 2014 год...

Александр Архангельский

Кто: Александр Архангельский

Что: «Три великие несмешные комедии»

— Нормальная комедия, даже самая поучительная, в первую очередь должна смешить и развлекать зрителя. Но все три великие русские комедии: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова и гоголевский «Ревизор» не столько смешат, сколько огорчают своего читателя и зрителя.

подробнее

Александр Архангельский

Кто: Александр Архангельский

Что: «Лермонтов."Герой нашего времени" к 200-летию со дня рождения поэта»

Легче легкого запомнить даты жизни Михаила Юрьевича Лермонтова – они зеркально отражены друг в друге. 1814 – 1841.
Так вот, в 1841 году двумя маленькими томиками вышел роман «Герой нашего времени». И государь-император Николай I решил прочитать новое сочинение опального писателя. Прочел первую книжечку и весьма одобрил содержание. Прочел вторую – и расстроился...

подробнее