Впервые за 83 года существования Концертного зала имени Чайковского дискуссия сопровождалась музыкой. Обычно лекции и дискуссии бывают лишь приложением к концерту.

Предлагаем вам отрывки из дискуссии трех ведущих российских экспертов о том, как мозг человека воспринимает музыку.

Ярослав Тимофеев — музыковед, лектор, композитор, музыкант, ведущий концертов Московской филармонии. 
Татьяна Черниговская — ведущий специалист в области когнитивных наук (психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии). 
Александр Каплан — психофизиолог, один из самых известных экспертов по исследованиям мозга в России.




Татьяна Черниговская:

Пруст говорил, что музыка — это язык общения между душами. Многие ученые и философы сравнивали вербальный язык и музыкальный. Вербальный нам дан по праву рождения. Ребенок без всякого специального обучения, просто в среде, овладевает материнским языком — каждый! С музыкой иначе, там надо все-таки учиться. 

Музыка — это не десерт для удовольствия. Это огромный мир с другим алфавитом. Она высоко абстрактна и даже математична. А с другой стороны, она включает такие эмоции, что нас может уносить.


Ярослав Тимофеев:

Слух позволяет воспринимать реальность на максимальной дистанции. За 50 км слышен звон колокольни, звук, в отличие от картинки, доходит до нас и из-за угла.

Александр Каплан:

Важно, что звук отличается еще одной особенностью от остальных источников информации: он последователен. Взгляд бросил и отвернулся — у тебя есть одномоментный «снимок» в голове. А слух нельзя «бросить» в моменте. В следующее мгновение приходит следующий звук и создает новую картину в голове. Да, скорость звука велика, но тем не менее эти миллисекунды процесс длится шаг за шагом. И потом, у нас два разных канала обработки — справа и слева. Если две ноты звучат сразу — мы можем почувствовать диссонанс, но если подать отдельно каждую в правое или левое ухо, то диссонанса для мозга нет.

Ярослав Тимофеев:

Примерно 1 на 10 тысяч человек обладает абсолютным слухом. Нам, музыкантам, кажется, что тут ничего такого. Это можно сравнить со способностью человека показать метр от земли или метр-десять. У Моцарта был абсолютный слух. У Чайковского и Вагнера — не было. Где рождается абсолютный слух?

Татьяна Черниговская:

Есть мнение, что у младенцев абсолютный слух. И если повезло, и ребенок оказался сразу в музыкальной среде — то слух развивается и сохраняется. Не знаю, так или не так.

Есть люди, которые воспринимают музыкальные интервалы на вкус. Например, малые терции имеют вкус чеснока. Есть примеры, когда до мажор воспринимается как соленое, а си минор — как сладкое. Интересно, это универсальная вещь или нет? То есть при звуке таком-то все видят желтый цвет? Есть свидетельства, что нет, это не общее место.

Александр Каплан:

У азиатов абсолютный слух встречается чаще: потому что тональные языки. Одно и то же слово с разной тональностью означает разное. Одна из гипотез: музыка — это первый язык человека. Не сразу перешел человек на членораздельную речь, а начал коммуникацию с музыкальных звуков, с мелодии. Порубить эту мелодию на части, превратить в слова — это эволюционное достижение человека. Поэтому и младенцы сохраняют абсолютный слух.

Татьяна Черниговская:

Когда звучит Моцарт, надо быть просто бревном, чтобы не понять, что это гений. Но как мы это чувствуем? Мы не понимаем, как это работает. А ведь это главные вещи — мощнейшие, бьющие наповал всех людей, живущих на планете. Музыкой должны заниматься все дети — это настраивает по-другому мозг, дает более богатый рисунок.

Александр Каплан:

Когда музыка звучит в голове, сам звук не проникает в мозг — это мозг реконструирует музыку, как бы сочиняет ее повторно. И тогда человек любуется тем, что он сам сотворил у себя в голове. Красота не всегда сопровождает выдающиеся произведения, но они имеют особое воздействие на человека изнутри.


Александр Каплан:

В природе музыки нет в таком виде, ее выдумал сам человек. И его произведения требуют тонкой душевной настройки. Речь расчленила музыку на фрагменты и огрубила наше восприятие. Но сама музыка осталась как тонкое наслаждение для тех, кто понимает. Но почему нас так тянет к этому наслаждению? Гипотеза: человек любит играть. У него сформирована модель мира в голове. И эта модель может предсказывать будущее. Музыка — идеальный объект для предсказаний, поскольку она идет последовательно, о чем мы уже говорили. И отсюда удовольствие: я предсказал — и оно получилось. А если не получилось — вызывает неудовольствие. Эта игра забавляет человека.

Ярослав Тимофеев:

Есть научные школы, которые доказывают, что музыка не является языком. В языке должен быть знак и обозначаемое. Есть гипотеза, что музыка — это математика, она заложена в физике планеты и не зависит от человека. Каждый звук обладает одинаковым набором обертонов, в этом ряде заложено мажорное трезвучие и все остальное. Музыка, как и математика, не пытается что-то сказать человеку, она выражает только самое себя.

Татьяна Черниговская:

Но если исчезнет человечество, музыка останется или нет? Это серьезный вопрос: музыка — это отдельное облако над планетой или это только у нас в мозге так сложилось?

Александр Каплан:

Звуковые волны будут и без человека. Но музыка рождается именно в голове, а значит — музыки без нас не может быть. В мозг не попадают ни фотоны, ни звуковые волны. Но мы видим некую картинку и слышим звуки. Мозг реконструирует эту реальность. Музыка существует только тогда, когда есть вся триада: композитор — исполнитель — слушатель.

Животные тоже могут реконструировать музыку, хотя слуховой аппарат у них значительно беднее. Но иногда эти реконструкции могут и совпадать, потому что мы живем все-таки в одном мире. Есть композиторы, которые пишут для кошек и собак.


Татьяна Черниговская:

Что такое музыка? Может быть, музыка — это далекое будущее. Может быть, это дорога, по которой мы в итоге пойдем, когда исчерпаем другие языки.

Александр Каплан:

Формально музыка — это организованный звуковой мир. И каждый язык — это новый мир. Так и музыка как язык дает нам новый мир в голове.

Ярослав Тимофеев:

Музыка — это звуковые волны, которые человек слушает не ради пользы, а ради красоты.

Запись трансляции «Человек слушающий» можно посмотреть на сайте «Прямая речь». 


Читайте также