Гений и злодейство. Проблема выбора и понимания
Посмотреть лекцию протоиерея Алексея Уминского полностью можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Проблема различения добра и зла — очень тяжелая. Только кажется, что ответ лежит на поверхности и все знают, что такое добро и что такое зло. Но получается, что никто этого не знает. И существует огромное количество учений о понимании добра и зла — вплоть до отказа их различать.
➤ Библейское учение говорит о том, что источником добра является Господь Бог. Об этом священное писание говорит достаточно ясно, например, словами Иоанна Богослова: «Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы». Но Библия ничего не говорит о происхождении зла.
➤ В Библии связаны свет и добро. Когда Бог говорит «Да будет свет!», свет предстает как нравственное понятие, а не просто физический источник освещения. Бог дает миру добро как смысл существования. Мир творится в добре, добром и несет в себе дарованное добро как источник жизни.
➤ В христианском Боге нет зла. Другие религии и верования могут утверждать, что бог может быть источником и добра, и зла. Восточные символы, такие как инь-ян, это демонстрируют. Соприкасаясь друг с другом, два начала взаимопроникают. И в этом смысле бог не является источником добра или зла, а он пользуется и тем, и другим в зависимости от своих божественных целей. Мир уравновешен добром и злом.
➤ Мы живем в мире, где зло кажется всесильным и часто побеждает. Но если Бог, источник добра — вседержитель, тогда почему зло вообще существует? Насколько Господь всемогущ? Ясного ответа нет. Если Бог не является источником зла, а зло существует, то что тогда такое зло? Насколько оно подконтрольно Богу?
➤ Зло — как результат дарованной Богом свободы. Этой свободой обладает человек как образ божий. Бог в иудо-христианской традиции мыслится как совершенная личность. Он проявляет себя в мире как творец. Образ божий в человеке — отображение бесконечного, невидимого в ограниченном, материальном существе, которое принимает таким образом на себя все божественные качества. Выращивание в себе этого божественного и является главной задачей человека.
➤ Поэтому когда мы говорим, что Бог есть любовь, мы можем также говорить, что и человек есть любовь.

➤ Мераб Мамардашвили сказал, что человек — это усилие во времени. И поэтому человек становится человеком в течение всей своей жизни, раскрывает свой божественный потенциал. Или — не раскрывает.
➤ Главный маркер личности — свобода. Но свобода может предполагать неучастие Бога в жизни человека.Когда встречаются две свободы (Бога и человека), какая-то свобода должна уступать, чтобы произошла встреча. Бог ограничивает свою свободу, потому что он всемогущий, перед свободой слабого, еще не свершившегося человека. И с этого момента Бог не всемогущ.
➤ На седьмой день творения Бог начинает воспитание Адама. Он говорит Адаму, чтобы он хранил созданный мир, заботился о нем, взращивал его — по сути, Адаму дается место Бога на земле. Человек отвечает за мир. Он дает имена животным, то есть приручает мир, дает любовь. В мир Богом заложена потенция добра как ответ на любовь по отношению к миру. И мир отвечает человеку, который представляет два мира: с одной стороны, он такая же земля, как весь мир, но при этом несет в себе образ божий.
➤ Бог творит Еву — создает равного человеку, чтобы человек мог проявить любовь. История творения Евы очень странная: некая огромная часть человека становится сама по себе. И получается, что Адам без Евы — неполноценен. Так же и Ева без Адама. Значит, цельными они могут быть только вместе. Нужда людей друг в друге воплощается через любовь. Так творится и все человечество: по замыслу Божию мы все должны нуждаться друг в друге. Эта нужда должна нас соединять через взаимную любовь. И чтобы с другой свободной личностью соединиться, надо свою свободу уступить.
➤ Показывая человеку древо добра и зла, Бог предупреждает, что если человек от этого древа вкусит, то он умрет. Мы познаем что-то по-настоящему, когда это глубоко в себя воспринимаем. Мы соединяемся с этим. Бог предупреждает: не соединяйтесь с древом добра и зла. И тем не менее, зачем-то это древо в раю существует.
➤ Зло не может быть познаваемым так, как познается добро. Потому что соединяясь со злом, человек становится злым. Но как же познавать тогда добро? Адам познает добро, общаясь с Богом. Бог учит человека добру через труд, через любовь, через общение с Богом.
➤ Зло существует как творение. которому Бог дал возможность быть. С этим злом что-то надо делать. Бог не может нажать кнопку «delete» или отмотать назад. Но существовать злу нельзя, оно противоречит Богу. Поэтому зло в мире должно быть побеждено. Сотворенное зло должен победить сотворенный — потому что он добр и может встретиться со злом на равных. Человек задуман Богом как победитель зла.

➤ Если Сатана создан Богом, значит, он не равен Богу. Значит, зло есть некое искажение изначально доброй природы. Зло существует в мире как паразит, как болезнь. Будучи носителями множества микроорганизмов, мы остаемся здоровыми, потому что наш организм имеет резистентность. Но как только мы даем слабину, эти паразиты дают нам болезнь. Зла, как и болезни, нет в чистом виде. Зло не бытийно, а значит, не вечно по своей природе.
➤ Если зло существует, то в мире нет гармонии. Потому что зло это смерть, а смерть не может дать свободу человеку, потому что она лишает человека свободы окончательно. В этом смысле Христос побеждает и смерть, и зло.
➤ История грехопадения — это обещание стать богами, знающими добро и зло и имеющими право распоряжаться добром и злом. Если я владею добром и злом, то сегодня я называю добром вот это, а завтра — другое. Что мне хочется, то и добро, а что не нравится — то зло. Вот в чем соблазн: я сам всё знаю, потому что я — бог. И это и есть главный момент грехопадения. Человек сам знает, что есть добро, что зло, и это значит, что человек ни в ком больше не нуждается.
➤ Человек во многом — плод культуры, которая воспитывает человека в определенной парадигме с первичными понятиями добра и зла. Но даже самое хорошее воспитание не является эталоном различения добра и зла, потому что оно полно коллективных мифов типа «добро должно быть с кулаками». Делая выбор между добром и злом, человек просто примыкает к уже сделанному за него выбору, когда добро и зло становятся коллективными понятиями (напр., «Святая Русь» — как коллективное добро). Но это очень опасные добро и зло: если я ударю дубиной того, кто покусился на мое добро, это и будет добром для меня. Коллективные мифы добра — красивая упаковка для зла.
➤ Казалось бы, совесть должна настраивать человека на различение добра и зла. Но совесть — тоже вещь воспитываемая. В разных социальных условиях, у разных людей совесть работает по-разному.
➤ Заповедь и есть камертон, который может настроить совесть. Но и это под вопросом, потому что человек способен адаптировать под себя даже божественную заповедь. Но заповеди абсолютны, они соответствуют божественному замыслу о мире. И это значит, что они непреложны при любых обстоятельствах. А в человеке есть сопротивление этим заповедям, потому что «я хочу считать это возможным, а Бог мне мешает».
➤ Единственный способ для человека двигаться в направлении различения добра и зла — это все время ставить Христа в центр жизни. То есть, любовь. Даже выбрав добро, человек начинает ненавидеть всем сердцем тех, кто не выбрал добро, а выбрал иную позицию (ошибочную по его мнению). Выбрав добро, человек не стал добрее. Но злом победить зло невозможно. Если добро с кулаками, то нет разницы между ним и злом.
➤ Стал ли я добрее? Могу ли я молиться за тех, чью позицию не разделяю? Могу ли я прощать обиды? А если я выбираю добро, но не становлюсь добрее, то выбрал ли я на самом деле добро?
