Коллаборация Бетховена и Левитана
Художник Левитан и композитор Бетховен вместе сотворили картину «Над вечным покоем», хотя к моменту её создания со смерти немецкого гения прошло почти 70 лет. Музыковед, культуролог и автор подкаста «Искусство для пацанчиков» Анастасия Четверикова провела арт-расследование про одну из самых удивительных коллабораций XIX века, которая в корне меняет смысл всем известной картины.
...Началось всё с того, что я посетила тихий и безмятежный город Плёс, где на каждом углу и со всех холмов туристов встречают огромные плакаты с изображением картины Левитана «Над вечным покоем». Огромное количество туристов приезжает, чтобы увидеть главную достопримечательность города — тот самый знаменитый пейзаж с деревянной церквушкой и погостом на местности.
Для воспитанных в традициях отечественного образования этот пейзаж считался олицетворением всего творчества Левитана и вообще русского пейзажа XIX века. Он размещался и в учебниках, и в школьных кабинетах, и даже у каждой уважающей себя бабушки висел над кроватью. Поэтому он так и знаменит.
К тому же для туристов со всего мира — впрочем, как и для нас, — это знаковая картина, входящая в золотой фонд Третьяковской галереи. Да и просто национальное достояние.
Левитан писал «Над вечным покоем» не просто под романтическую «Лунную сонату», отвечающую «мыслям о быстротечности» и бла-бла, а под траурный марш из Симфонии № 3 — «Героической», который «Великий Глухой» посвятил жертвам Французской революции.
Софья Петровна, которая была отличной пианисткой, по просьбе Левитана сутки напролёт играла для него, сопровождая работу художника. Чаще всего, во время работы над двухметровым полотном, по её воспоминаниям, Левитан просил играть ему именно «Героическую» симфонию Бетховена, а ещё точнее — Marche funebre (Траурный марш), который не только настраивал художника на нужный лад, но и «вызывал слёзы».
В 1892 Левитан был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях (Тут давайте вспомним о проблемах Левитана-еврея, чья национальность не позволила ему получить диплом о высшем образовании, вместо этого художнику дали диплом учителя чистописания).
Именно в этот период он пишет свой знаменитый пейзаж, и именно исходя из этих настроений Исаак Левитан слушал революционно настроенное произведение Бетховена и писал грозовые облака, «бурю», которая обязана «грянуть».
Как писал Левитан Павлу Третьякову, купившему этот пейзаж: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё... Какой ужас, какой страх!»
Так почему же до сих пор искусствоведы и экскурсоводы предлагают нам взглянуть на «быстротечность жизни» и задуматься о «вечности» на великом полотне, а не поразмышлять о революционных переменах в «покойном, всегда покойном царстве», о которых грезил Бетховен и до которых так и не дожил Левитан.
Напомню, что после Февральской революции 1917 года черта оседлости была официально отменена.
Удивительные они, эти коллаборации, как многое они нам могут рассказать даже о, казалось бы, знакомых нам с детства канонических образах.
А великая музыка потому и вечна, что может творить искусство даже после смерти автора.
Статья Анастасии Четвериковой на batenka.ru от 26 сентября 2018 года.