ГДЕ КУПИТЬ ШЕДЕВР ЗА 1 ЕВРО?

Первая категория, самая низшая, – это так называемые «вид-гренье» (vide-grenier) – освобождение чердаков или подвалов.
Выглядят такие рынки не очень презентабельно – вещи разложены на земле, хаос. Как правило, это такие сиротские места, обычно на паркингах, где-то на окраине города. Они работают раз в месяц, даже раз в полгода.
Люди туда тащат всякий хлам: сломанные игрушки, лыжи, словом, просто освобождают чердаки. 
Но для любителя искусства и антиквариата такие места могут оказаться очень полезными. Правда, это вопрос везения – вы можете посмотреть пять этих вид-гренье и ничего не увидеть, а можете найти совершенно сногсшибательные вещи.
Франция – страна, богатая традициями. Столетиями французские солдаты грабили соседей в бесконечных воинах. И, конечно, не всегда они понимали значимость и ценностей вещей, которые привозили домой. Поэтому на чердаках и подвалах у их потомков валяется очень много того, что для любителя искусства станет настоящей находкой. Когда люди не знают, что они продают, – больше шансов найти что-то интересное. Нужно сказать, что искусствоведы брезгуют посещать вид-гренье.
Однажды моя жена Ирина заметила на одном вид-гренье рисуночек, сделанный чёрным графитом, он был под простым стеклом и на картонке как будто из ДСП, смотрелся на копейку. Продавали его за 5 евро, она сторговалась на 3. А оказалось, что это Фрагонар, причём подписанный. Рисунки Фрагонара не такие уж и дорогие, но стоит такая работа на рынке сейчас тысяч 20 евро. 
Такой рынок, постоянно действующий, есть в Париже. Но там я был раза три. Огромный рынок, ты ходишь по нему и ничего не находишь. Если уж и ехать, то в такие небольшие города как Тур, Боаз, Тулузу или в Ниццу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА БЛОШИНОМ РЫНКЕ?
А если бы тот же самый рисунок Фрагонара, который нашла моя жена на вид-гренье, попал бы на следующий уровень – брокант (brocante), то там профессионалы бы не упустили его. Во-первых, его бы тут же идентифицировали, во-вторых, продали бы тысяч за 5 евро.

Брокант – это блошиный рынок. Там вещи подороже. Уровень броканта – это сделки в среднем в тысячу евро. Найти броканты очень просто. Вы забиваете в интернете "brocante" и местность. В каждом городе есть расписание работы таких рынков.
Есть такое правило: если вы идёте на брокант, то не тратьте энергию на каждого продавца. Это нормально, что вы ходите и просто смотрите, трогаете руками. Продавцы там очень опытные люди. Они сразу видят – пришел человек, который ничего не купит, или вы пришли с намерением что-то приобрести. Когда они видят интерес в ваших глазах, то всегда относятся к вам очень доброжелательно.
Что можно купить на брокантах? Какие-то очень интересные поделки – например, старинные золотые часы, какие-то серебряные значки. Мы покупали на брокантах очень хорошие наборы из серебра, дёшево, но хорошего качества. Можно там смотреть и мебель. 

А вот из картин я там никогда ничего не видел стоящего. Один раз только купил интересную работу века. Но она попала на брокант случайно, продавалась там потому, что её поразил грибок. Было тога понятно, что её уже не спасти. Но я её все равно сохранил.
В южных городах броканты обычно расположены в центре города, в очень красивых местах, где французы играют в свой петанг, под раскидистыми платанами. На открытом пространстве стоят столы, и вы ходите между ними. Чаще всего на брокантах продают люди-профессионалы.

ЗАЧЕМ ПОСЕЩАТЬ АНТИКВАРНЫЕ САЛОНЫ?
Следующий уровень – антикварные салоны. Самый известный – это салон в Антибе. Стоит там побывать, приехать и посмотреть хотя бы раз.
Я два раза покупал очень хорошие вещи на провинциальном антикварном салоне в Фаянсе. Там нет такого количества туристов, не то что в Антибе. В 2004 году я купил на антикварном салоне в Фаянсе портрет Челлини. Он был неатрибутирован, но мне безумно понравился. И когда я с ним начал работать, оказалось, что это рисунок XVI века, автопортрет Бенвенуто Челлини.

Салоны расположены обычно в помещениях, причём, как правило, помещения расширены за счёт дополнительных шатров. В этих шатрах – павильоны-стенды, выставки.
Суммы сделок в антикварных салонах – десятки тысяч евро. Средний чек – 8–10 тысч евро.

ЧЕМ ПЛОХИ АУКЦИОННЫЕ ДОМА?
Следующий уровень – большие и не очень большие аукционные дома. Сюда же можно отнести и галереи. Побывать стоит на внеаукционных продажах. Но даже там можно встретить неправильно атрибутированные вещи. Это общая беда.

ШЕДЕВР ИЛИ ХЛАМ - КАК ПОНЯТЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА?
Для начала мы должны сразу определиться: современная работа или старая. Нужно понимать, что после середины XIX века, примерно после появления импрессионистов, все правила были сломаны. Мне интересно старое искусство, до XIX века. К нему применимы определенные правила.
Итак, мы смотрим на произведение старого мастера.
1. РИСУНОК
Что такое хороший рисунок? Для того, чтобы изобразить живую природу, художник должен обладать не только желанием и умениями, но ещё и знаниями. Например, знать правила перспективы, знать, как изобразить человека в движении.
Как изобразить человека в движении? Создать человеку сложную позу, причём в перспективе. Если рисунок даёт вам ощущение естественного тела в движении  – это хороший рисунок. Если вы видите, что тело статично, фигура выполнена с ошибками (одно плечо больше другого, неестественность позы) – это плохой рисунок.
Даже если вы не искусствовед, вы всё равно понимаете, чувствуете интуитивно, что что-то здесь не то. Я считаю, что любому человеку по силам оценить, хороший перед ним рисунок или плохой.
Итак, с перспективой и позой всё в порядке – значит переходим к пункту два: светотень.
2. СВЕТОТЕНЬ
Что такое светотень? Это когда художник светом и тенями создает иллюзию рельефа на плоскости. Но это не значит, что тёмные места – это там, где больше чёрного. Есть ещё такое понятие как «источник света». Потому внимательно присмотритесь: откуда падает свет, какие источники света задействует мастер.
Например, очень часто можно встретить, что лицо освещено снизу. Мы не видим источник света, но понимаем, что человек находится на море – это отражение от воды. Много зависит и от материала – на разные материалы свет подает по-разному.
Создание светотени требует глубоких знаний и мастерства от художника. И когда вы вдруг видите безупречную светотень, когда вы верите рельефу, когда вы понимаете, откуда падает свет и где расположен источник этого света, – всё, не отпускайте эту работу, приклейтесь к ней и ищите соответствие третьему требованию.

3. ИНТЕЛЛЕКТ
Что такое интеллект? Во-первых, это интересная композиция. Но самое главное – это аллегория и подтекст. Великие мастера Ренессанса, художники XV-XVI не создавали работ без смысла. У старых мастеров было правило: ближе к природе и в движении. Правила, которым они следовал неукоснительно.
Если все три вещи сошлись – перед вами шедевр, надо брать.
ДЕНЬГИ НЕ НА ВЕТЕР
Когда вы покупаете что-то в салоне или галерее, то первое, на что вы смотрите, цена и качество вещи. Но ведь вы покупаете рисунок или картину не потому что это XVI век, а потому что она вам нравится.
Однажды я так купил Ван Дейка. Вернее, я купил рисунок и был уверен в том, что это какой-то хороший мастер. Я запрещал себе думать, что это Ван Дейк. Работа мне просто нравилась. Я стал её изучать. И оказалось, что это вовсе не Ван Дейк, я ошибся. Рисунок был сделан на бумаге с водяными знаками, которые из-за очень хорошей реставрации я даже не увидел поначалу. Когда я их рассмотрел, то понял, что работа была сделана на бумаге, которая появилась через 20 лет после смерти Ван Дейка.
Да, я ошибся, но поскольку этот рисунок был куплен за тысячу евро и он был великолепный, то я не считаю, что это были выброшенные деньги.

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ
Всегда думаете о том, что покупаете не автора, не имя, не какой-то век, вы не делаете инвестицию, а вы покупаете произведение искусства, которое вам что-то говорит, вызывает какие-то чувства, которое вам нравится. Это и есть правильный подход.










Читайте также