Елена Казакова: «Счастье человека — это когда ему есть чему учиться»
Цитаты из лекции «Учение с увлечением: ХХI век»
На лекции в «Прямой речи» Елена Казакова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики СПбГУ, рассказала о том, как нам вернуть себе радость от обучения и перестать бояться, что искусственный интеллект станет смышленее нас. Мы собрали цитаты из выступления профессора.
Посмотреть запись лекции Елены Казаковой «Учение с увлечением: ХХI век» можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Мне рассказали, что на основе ИИ создан тренажер решения олимпиадных математических задач. И даже есть статистика: те, кто через этот тренажер в нужном объеме прошел, тот рванул вверх среди прочих олимпиадников. Можно только похлопать: решили проблему математики для сверходаренных.
И тут мне приходит в голову дурацкий вопрос: а как вы делаете, чтобы ребенок сел к компьютеру и работал с ним? Разработчик на меня посмотрел очень удивленно и говорит: «Так там же сзади человек стоит». «Видимо, с палкой» — подумалось мне. Но я только сказала: «Вы серьёзно?». А он: «Елена Ивановна, вы что, правда думаете, что ребёнок будет учиться, если его не заставлять?..»
И это не шутка. Но я твердо убеждена, что счастье человека — это когда ему есть чему учиться, у кого учиться и в хорошо организованной тусовке.
➤ Мы не просто рождаемся с любопытством: об этом говорили абсолютно все физиологи, об этом говорят когнитивисты. Но любопытство у нас переводится в познавательный интерес: в детстве мы получали удовольствие, когда что-то узнавали.
Когда ребенок узнавал что-то новое, ему было хорошо. Почему планета вдруг породила таких существ, для которых вот эта познавательная активность и процесс познания, собственно говоря, становился вот таким большущим удовольствием, это отдельный вопрос. Но мы так устроены.
Мы созданы, придуманы, чтобы получать удовольствие от процесса познания. И вот в какой-то момент мы заблудились. Есть ли у нас шанс на то, чтобы вернуться на стартовую дорогу и на самом деле начать воспринимать именно образование как важнейшее удовольствие в жизни? Шанс есть. И если нам это удастся, то все странные вызовы, о которых мы сегодня говорим — что искусственный интеллект нас обгоняет, — тогда нам не страшны, потому что мы все время будем меняться, за счет получаемого удовольствия мы будем продвигаться дальше.
➤ Когда и как мы теряем удовольствие от познания? Вам любой психолог скажет, что есть в жизни маленького ребенка такой возраст, который называется возраст вопросов — где-то в 3-5 лет. Ребенок быстро понимает, что вопрос – это такой инструмент, который создан для того, чтобы тот, кто не знает, спрашивал того, кто знает, и оба получали удовольствие.
Но однажды ребенок приходит в первый класс, и что там происходит? А там мир переворачивается. Раньше вопрос был инструментом: «Я не знаю, хочу узнать, спрашиваю вас». Теперь вопрос стал чем-то другим. Вопрос — это то, что задаёт тот, кто знает, тому, кто не знает, для того, чтобы поставить оценку. И как только вопрос поменял свою суть, он начинает из удовольствия превращаться в страх, в отторжение.
➤ Мир изменился глобально, а методы преподавания, с которыми мы работаем и в школе, и в вузе — честно говоря, за последние 200 лет особо не изменились. Наверняка вы видели множество сравнений: как выглядел телефон 50 лет назад и как выглядит телефон сейчас. Как выглядел журнал 50 лет назад — и как выглядит журнал сейчас. Разница обычно видна невооруженным взглядом. Но как выглядел класс 50 лет назад? Сейчас он выглядит так же. Странные мы люди: мир меняется, а мы считаем, что наше педагогическое производство меняться не должно.
➤ Всем, кто изучает педагогику, обязательно рассказывают про Жан-Жака Руссо. Его цитируют по многим основаниям, но я помню фразу о том, что не стоит давать Эмилю ответ до того, как он тебе задал вопрос. Я когда эту фразу читала раньше, думала все время, что это странные вещи он говорит, этот самый Жан-Жак Руссо. А сейчас думаю: ну ведь это же правда. Если у человека нет еще потребности в данном знании, а я её навязываю... Причем я не создаю ситуацию, когда он правда захочет узнать, когда его внутренние силы запустятся и появится эта естественная потребность, мотивация. А я навязываю это знание. То что? Когда я таким образом действую, я, конечно, исхожу из своих интересов, во-первых. А во-вторых, я обрекаю себя на каторгу, потому что навязать человеку ненужное — это очень тяжелая работа. А может быть, есть другой путь?
➤ Великий педагог и психолог Рубинштейн писал, что ученик — это активный субъект учения. Учение мыслится как совместное исследование вместо догматического сообщения и механического запоминания результатов. То есть учение — это совместное прохождение пути от незнания к знанию.
Это не сегодня написано. Это написано больше 50 лет назад. Выготский говорил, что учение происходит в зоне ближайшего развития: только тогда, когда мы тянемся к тому, что еще не можем делать, но при некоторой помощи, которую оказывают нам друзья, партнеры, родители, учителя, — только тогда мы можем туда взобраться. Только это усилие на самом деле ведет к развивающему обучению.
И я невероятно дорожу, конечно, высказыванием Алексея Николаевича Леонтьева: решающе важно то, какое место в жизни человека занимает познание. Является ли оно для него частью действительной жизни или только внешним, навязанным извне условием? Вот этот принцип сознательности, который давным-давно провозглашен, он на самом деле ключ к очень многим вещам.
➤ В хорошей тусовке можно получить образование гораздо лучше, чем вне ее или в тусовке плохой. Может быть, поэтому мы все всегда ищем не только хорошего учителя, а ищем еще и хороший класс. И если нам везет на это, везет встретить того классного руководителя, то сообщество детей, которым нравится учиться, которым интересен этот процесс, которые поддерживают друг друга, то вдруг выясняется, что эти сообщества достигают лучших результатов, чем их сверстники. Даже если те потратили больше времени, даже если у тех были более квалифицированные наставники. Этот тезис сегодня взят за основание современной педагогики.
➤ Восемь лайфхаков для обучения в 21-м веке:
- От «детской вопросительности» — к исследовательской и проектной культуре
- Модульный подход
- SMART-цели
- Право выбора (уровень цели, вид задания, самооценка)
- Качество разноуровневых учебных задач
- Мотивирующая среда и сообщество
- Распределенная мотивация
- Взаимное обучение
- Актуализация содержания (междисциплинарные модули, новая грамотность)
- Развитие мягких навыков
- Возможность предложения собственных запросов к содержанию
➤ Философ Александр Федоров говорит о том, что единственная точка, в которой мы встречаемся с будущим, это наши дети. Они — представители будущего и производят будущее. Но если мы посмотрим на детей, то они ведь очень разные.
Среди детей есть те, кого называются «сохраняющие». Им учительница сказала дважды два — четыре. Он говорит: дважды два — четыре, я запомню. А Земля вращается вокруг Солнца — спасибо, я запомню. Ему это нравится. Ему нравится сохранять. Если бы таких детей — да и взрослых — не было, мы бы всю цивилизацию уже давно разбазарили. Эти умеют создавать музейные экспозиции, пишут книги. Они сохраняющие. Их легко учить и мы научились их учить.
Но вот среди сегодняшних детей появились «решающие». Это когда ребенок в силу самых разных причин считает, что со взрослыми ему не повезло и пора самому определяться с этим миром и решать за этих взрослых всё. И таких детей очень много.
А еще есть «инноватики» — те, которые все делают не так. Ты им объясняешь: дважды два — четыре. А он говорит: а почему? А если пять? А что изменится? И все, понеслось. Это люди, которые двигают вперед технологии, которые находят те решения, которые нам сегодня непонятны.
Я очень люблю четвертую категорию — это «миротворцы». В их присутствии всё как-то складывается.Они появляются — и части пазла как будто входят друг в друга. И все понимают, что каждый на своём месте.
Я не считаю конкуренцию двигателем прогресса. Я твёрдо убеждена, что нам надо искать новые инструменты, когда мы дополняем друг друга. Ведь мы такие разные. Есть ведь еще и категория детей, которые «разрушающие» или «равнодушные». Но я твердо убеждена, так же, как и многие-многие классики, что от рождения мы все любопытны, от рождения мы заинтересованы в том, чтобы рядом с нами было хорошо.
➤ «Навыки и новые грамотности» 21 века
- Думать
- Читать и писать
- Общаться
- Исследовать
- Проектировать (творить)
- Работать в команде
- Организовывать себя и других
- Учиться учиться
➤ 5 аспектов удовлетворенности собственной образовательной деятельностью:
- полезность (прагматический смысл);
- интерес (эмоциональная вовлеченность);
- комфортность (эргономика и дружелюбность среды);
- доступность (финансовый аспект и логистика);
- потенциал коммуникации (связи, контакты).
От рождения мы настроены на вот эти вот пять аспектов, которые помогают нам чувствовать себя удовлетворенно в образовательной деятельности.
➤ Нам сегодня чуть-чуть больше надо размышлять о сущностях, которые не связаны исключительно с отдельными школьными предметами. Мы действительно понимаем, что нам надо бы научиться быть высокой производительностью труда. То есть на работе работать, дома отдыхать.
Вот эти умные цели, о которых все говорят. Так мало того, что здорово бы научиться ставить умные цели, но хорошо бы научиться доводить дело до конца. Если ты поставил цели, если ты дал слово, если ты взял на себя, то доделай. Любым способом, но найди решение. Мне кажется, это сегодня важнее многого другого.
Важна еще готовность работать в команде. И, конечно, понимание себя. Мы все разные, поэтому бессмысленно делать то, что эффективно для другого, но не для тебя. Надо начать понимать себя как главный инструмент вот этого достижения счастья. Ну и, конечно, уважение к своему и чужому личностному потенциалу.
➤ Наше детство безумно нуждается в людях, которые умеют быстро и эффективно учиться. Заражать этим азартом. Показывать, как это престижно, как это здорово, как это фантастически доставляет удовольствие, как это важно для жизни.
Меня очень часто спрашивают: вот у нас там ребенок, он не хочет учиться. Я говорю, вы вечером когда за чаем собираетесь, за ужином, вы что делаете? Ну спрашиваем, как у него дела и так далее. А давайте попробуем начать с другого? Вы поделитесь тем замечательным, что за сегодняшний день открыли, что вас удивило, где-то вы запутались, с чем-то разобрались. Тогда, может быть, ответно человек начнет раскрываться таким же образом, потому что он поймет, что важные, дорогие для него взрослые люди на самом деле получают от новых знаний удовольствие.