Вершина треугольника: как отношения родителей влияют на детей
Конспект лекции психолога Александра Колмановского
Большинство родителей понимают, что свои собственные разногласия лучше скрывать от ребенка и решать их отдельно, но на практике это не работает. Вместе с психологом Александром Колмановским попытались разобраться, как отношения родителей влияют на ребенка.
Посмотреть полную запись лекции «Вершина треугольника» можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Представим двух мальчиков одного возраста: один из них в семье принят и поддержан, а другого ограничивают и критикуют. В одинаковых внешних обстоятельствах, например, если возникает критика со стороны одноклассников, второй ребенок проявляет более агрессивную реакцию. Такая разница объясняется уровнем уверенности в себе и отношением в семье. Это как щенок, которого били или с ним плохо обращались: при попытке погладить или просто подойти он отскакивает и огрызается. Аналогично ребенок с низким самопринятием воспринимает любую критику как враждебность, даже если она невинна.
➤ Самопринятие — это способность человека принимать себя и быть открытым к критике. Самопринятие бывает высоким или низким и формирует реакцию на замечания. Высокое самопринятие позволяет спокойно воспринимать критику, низкое — вызывает болезненную реакцию.
Низкое самопринятие формируется в детстве через отношения с родителями и их назидательность. Отношения родителей между собой также влияют на ребенка — если папа неуважительно относится к маме, ребенок переносит это на себя, формируя страх и неуверенность. Примером служит эпизод семейного ужина, где папа критикует маму, а ребенок реагирует ехидно, после чего папа пытается защитить маму. Это лишь усиливает внутренний конфликт ребенка и не улучшает отношения.
➤ Отношения родителей могут повлиять на ребенка двумя путями. Во-первых, это то, как родители взаимодействуют друг с другом и как это воспринимает ребенок. Во-вторых, это разница в психологической зрелости и стабильности родителей, когда один более осознанный, а другой — раздражительный и непоследовательный. Ребенок одновременно хочет быть лояльным обоим родителям, но сталкивается с их взаимным осуждением и конфликтом, что приводит к неврозам и внутренним противоречиям у ребенка.
➤ Психика ребенка состоит из двух уровней: животной (натуральной), которая отвечает за базовые реакции, и высшей, человеческой, развивающейся позже. Больше полувека назад американские ученые провели исследование и выяснили, что дети, оставшиеся с матерями в тюрьмах, развивались быстрее, чем дети из детских домов. Казалось бы, ситуации схожи. Но более быстрое развитие детей связано с реакцией матери. Мать реагирует на своего младенца. Ответ, вызываемый во внешней среде любым проявлением ребенка, постепенно формирует его «я». Психика ребенка вырастает из психики родителя.
➤ Ребенок воспринимает отношение родителей как отражение собственной ценности. Если родители часто критикуют и не принимают ребенка, у него формируется ощущение, что он плохой, что приводит к низкому самопринятию.
Пример: в семье две девочки разного возраста. Первая девочка дома искренне поддерживается, особенно папой. Папа вникает в ее чувства, играет с ней, проявляет внимание и тепло. Поддержка создает у девочки ощущение принятия и уверенности в себе. Вторая девочка, наоборот, получает критику от папы. Такая критика формирует у девочки чувство, что она неидеальна, что с ней обращаются небрежно и не учитывают ее чувства. Ее восприятие себя — плохая, неправильная. Когда девочки получают критику в школе, вторая девочка, которая дома подвергается критике, скорее всего, более болезненно отреагирует, вспыхнет и огрызнется. Первая девочка, воспитанная в поддержке, будет более спокойной и уверенной в себе. Семейное отношение формирует у ребенка уровень самопринятия и уверенности, что напрямую влияет на его поведение в социальных ситуациях.
➤ Важно, чтобы родители научились выражать свои чувства и критику бережно, без оскорблений, иначе ребенок воспринимает это как подтверждение своей плохости. Советы и замечания дети и взрослые воспринимают только тогда, когда они запрошены. Не стоит навязывать мнение без запроса — это вызывает сопротивление.
➤ В семейных конфликтах часто наблюдается цикличность агрессии и недопонимания: когда один родитель критикует другого, ребенок оказывается в центре конфликта, что усугубляет его внутренние проблемы. Агрессия и негатив в семье часто связаны с низким самопринятием и страхом критики у родителей. Это состояние не меняется быстро и требует длительной работы и поддержки.
В то же время в ситуации, когда кто-то из родителей раздражен, правильное поведение второго родителя может помочь ребенку не принимать негатив на себя. Важно не обвинять родителя, который ведет себя плохо, а понимать, что у него есть внутренние проблемы, которые проявляются в таком поведении. Это помогает ребенку осознать, что проблема не в нем.
➤ В семьях с конфликтами и разводами ребенок часто оказывается разорван между родителями, каждый из которых пытается переманить его на свою сторону, что вызывает глубокий внутренний стресс и ощущение предательства. В такой ситуации ребенка нужно учить сохранять независимость и не принимать сторону одного из родителей, а также развивать сочувствие и понимание к обоим.
➤ Важным аспектом является осознание родителями, что негативное поведение партнера часто продиктовано его внутренними страхами и низким самопринятием, и для улучшения ситуации нужно проявлять терпение и поддержку. Развод — это тяжелый процесс, который всегда травмирует ребенка, но чтобы минимизировать травму, родители должны сохранять уважение друг к другу и поддерживать дружеские отношения ради ребенка.
➤ Многие проблемы в семье связаны с глубинными страхами и травмами, которые передаются из поколения в поколение, и только осознание этого может помочь изменить ситуацию. Для улучшения семейных отношений и психического здоровья ребенка необходимо работать над самопринятием, взаимным уважением и пониманием, а также проявлять сочувствие и терпение в сложных ситуациях.
Смотрите лекции Александра Колмановского в видеоархиве «Прямой речи».