Вершина треугольника: как отношения родителей влияют на детей

Конспект лекции психолога Александра Колмановского

Большинство родителей понимают, что свои собственные разногласия лучше скрывать от ребенка и решать их отдельно, но на практике это не работает. Вместе с психологом Александром Колмановским попытались разобраться, как отношения родителей влияют на ребенка.

Посмотреть полную запись лекции «Вершина треугольника» можно в видеоархиве «Прямой речи».

➤ Представим двух мальчиков одного возраста: один из них в семье принят и поддержан, а другого ограничивают и критикуют. В одинаковых внешних обстоятельствах, например, если возникает критика со стороны одноклассников, второй ребенок проявляет более агрессивную реакцию. Такая разница объясняется уровнем уверенности в себе и отношением в семье. Это как щенок, которого били или с ним плохо обращались: при попытке погладить или просто подойти он отскакивает и огрызается. Аналогично ребенок с низким самопринятием воспринимает любую критику как враждебность, даже если она невинна.

Самопринятие — это способность человека принимать себя и быть открытым к критике. Самопринятие бывает высоким или низким и формирует реакцию на замечания. Высокое самопринятие позволяет спокойно воспринимать критику, низкое — вызывает болезненную реакцию.

Низкое самопринятие формируется в детстве через отношения с родителями и их назидательность. Отношения родителей между собой также влияют на ребенка — если папа неуважительно относится к маме, ребенок переносит это на себя, формируя страх и неуверенность. Примером служит эпизод семейного ужина, где папа критикует маму, а ребенок реагирует ехидно, после чего папа пытается защитить маму. Это лишь усиливает внутренний конфликт ребенка и не улучшает отношения.


➤ Отношения родителей могут повлиять на ребенка двумя путями. Во-первых, это то, как родители взаимодействуют друг с другом и как это воспринимает ребенок. Во-вторых, это разница в психологической зрелости и стабильности родителей, когда один более осознанный, а другой — раздражительный и непоследовательный. Ребенок одновременно хочет быть лояльным обоим родителям, но сталкивается с их взаимным осуждением и конфликтом, что приводит к неврозам и внутренним противоречиям у ребенка.

➤ Психика ребенка состоит из двух уровней: животной (натуральной), которая отвечает за базовые реакции, и высшей, человеческой, развивающейся позже. Больше полувека назад американские ученые провели исследование и выяснили, что дети, оставшиеся с матерями в тюрьмах, развивались быстрее, чем дети из детских домов. Казалось бы, ситуации схожи. Но более быстрое развитие детей связано с реакцией матери. Мать реагирует на своего младенца. Ответ, вызываемый во внешней среде любым проявлением ребенка, постепенно формирует его «я». Психика ребенка вырастает из психики родителя.

Ребенок воспринимает отношение родителей как отражение собственной ценности. Если родители часто критикуют и не принимают ребенка, у него формируется ощущение, что он плохой, что приводит к низкому самопринятию.

Пример: в семье две девочки разного возраста. Первая девочка дома искренне поддерживается, особенно папой. Папа вникает в ее чувства, играет с ней, проявляет внимание и тепло. Поддержка создает у девочки ощущение принятия и уверенности в себе. Вторая девочка, наоборот, получает критику от папы. Такая критика формирует у девочки чувство, что она неидеальна, что с ней обращаются небрежно и не учитывают ее чувства. Ее восприятие себя — плохая, неправильная. Когда девочки получают критику в школе, вторая девочка, которая дома подвергается критике, скорее всего, более болезненно отреагирует, вспыхнет и огрызнется. Первая девочка, воспитанная в поддержке, будет более спокойной и уверенной в себе. Семейное отношение формирует у ребенка уровень самопринятия и уверенности, что напрямую влияет на его поведение в социальных ситуациях.

➤ Важно, чтобы родители научились выражать свои чувства и критику бережно, без оскорблений, иначе ребенок воспринимает это как подтверждение своей плохости. Советы и замечания дети и взрослые воспринимают только тогда, когда они запрошены. Не стоит навязывать мнение без запроса — это вызывает сопротивление.

➤ В семейных конфликтах часто наблюдается цикличность агрессии и недопонимания: когда один родитель критикует другого, ребенок оказывается в центре конфликта, что усугубляет его внутренние проблемы. Агрессия и негатив в семье часто связаны с низким самопринятием и страхом критики у родителей. Это состояние не меняется быстро и требует длительной работы и поддержки.

В то же время в ситуации, когда кто-то из родителей раздражен, правильное поведение второго родителя может помочь ребенку не принимать негатив на себя. Важно не обвинять родителя, который ведет себя плохо, а понимать, что у него есть внутренние проблемы, которые проявляются в таком поведении. Это помогает ребенку осознать, что проблема не в нем.


➤ В семьях с конфликтами и разводами ребенок часто оказывается разорван между родителями, каждый из которых пытается переманить его на свою сторону, что вызывает глубокий внутренний стресс и ощущение предательства. В такой ситуации ребенка нужно учить сохранять независимость и не принимать сторону одного из родителей, а также развивать сочувствие и понимание к обоим.

➤ Важным аспектом является осознание родителями, что негативное поведение партнера часто продиктовано его внутренними страхами и низким самопринятием, и для улучшения ситуации нужно проявлять терпение и поддержку. Развод — это тяжелый процесс, который всегда травмирует ребенка, но чтобы минимизировать травму, родители должны сохранять уважение друг к другу и поддерживать дружеские отношения ради ребенка.

➤ Многие проблемы в семье связаны с глубинными страхами и травмами, которые передаются из поколения в поколение, и только осознание этого может помочь изменить ситуацию. Для улучшения семейных отношений и психического здоровья ребенка необходимо работать над самопринятием, взаимным уважением и пониманием, а также проявлять сочувствие и терпение в сложных ситуациях.

Смотрите лекции Александра Колмановского в видеоархиве «Прямой речи».