Экскурсия с Татьяной Пигаревой глазами журналиста

Отзыв Полины Санаевой

Бежала на экскурсию, даже не вчитываясь в анонс. Ключевые слова «Татьяна Пигарёва» и «Новодевичье».

— Как думаешь, если пойти без макияжа?
— В монастырь-то? На кладбище? Самое оно.

С Татьяной Пигарёвой все равно куда и о чем — заранее знаешь: будет крышесносно. В том смысле, что развернет от текущего, «общеупотребительного» представления о предмете. Окунет в новое видение. И поймешь что-то важное.

Хорошая лекция (и экскурсия, и книга и пр.) всегда шире темы в заглавии, всегда еще и о жизни целиком. И у Пигарёвой они такие.

Как ни парадоксально, экскурсия по Новодевичьему кладбищу потрясла именно стереоскопическим взглядом на жизнь, отношения, пересечения, на космические парадоксы судеб, зигзаги и концовки. Развязки. И даже на жизни после смерти (ничего не знала о Гоголе, Чехове, Булгакове). Плюс «кладбищам свойственны мистические истории», и от них те самые мурашки.

«Советская власть даже смерть превратила в проявление старого мира».

И да, на многих памятниках персонажи как бы продолжают активно работать. Их бытие продолжается...

Действительно, почему раньше это не казалось странным? Эти взгляды, устремленные в светлое будущее, эти бодрые жесты военачальников-памятников...

«Насчитала 17 курящих, троих говорящих по телефону».

Татьяна Ивановна рассказывает о людях не отстраненно — «родился, жил, работал, умер...», а со всей эмпатией, с погружением в значимые детали и психологические подробности. Превращает истории жизни в синопсис, почти сценарий. (Не говоря уже о том, что некоторые из героев ее рассказа — это друзья, знакомые, соседи по «высотке» и даче. Их судьбы, личные истории и история страны — все знакомо ей не теоретически, а изнутри, практически — наощупь. И это подкупает).

Впрочем, экскурсовод настаивает, что мы тут «смотрим не на жизнь, а на отношения человека и камня. На „проговорки великих скульпторов“, которым нельзя было говорить прямо. Пытаемся понять Эзопов язык в камне».

И о да! — какие шедевры встречаются среди памятников Новодевичьего (сын Горького — Мухиной).

Или Светлана Аллилуева скульптора Шадра... Смотришь и забываешь, где стоишь. С умелой подачи, «расшифровки» скульптур начинаешь осознавать — перед тобой произведение искусства. И какое!

И что еще важно: это очень личная экскурсия, где экскурсовод делится не только фактами, но и своими ощущениями.

Говорит:

«Это моя любимая скульптура».

Или:

«Мне кажется, когда кладбище закрывают, памятники отправляются на прогулку. А вот эти даже проводят собрания», «на Новодевичьем все знакомы и дружат»...

Отдельное спасибо «Прямой речи» за отборную аудиторию лекций и экскурсий. Это умные, интеллигентные люди, понимающие все контексты и подтексты. И улыбаются в правильных местах. Когда таким наступаешь на ногу, они извиняются. Ну где еще таких встретишь? Только на правильных мероприятиях и на кладбище.

Я к тому, что если вы в Москве и иногда задумываетесь, как осмысленно провести время, то время проведенное с Татьяной Пигарёвой может стать (неожиданно) ярким акцентом лета. Точно событием.

Экскурсии она водит только в отпуске, от избытка интеллекта. А по основной специальности — филолог-испанист. Кстати, даже прогулка по Новодевичьему имеет свой особенный испанский акцент.

Заочно познакомиться с Татьяной Пигарёвой можно по ее лекциям в видеоархиве «Прямой речи». 

Читайте также