Как понять, с кем имеешь дело

Конспект лекции Катерины Мурашовой об акцентуациях характера

Наш мозг и познание устроены так, что мы постоянно всё классифицируем, сравниваем, обобщаем, группируем. Так мы осмысляем реальность, и это помогает нам с ней справляться. С семейным психологом Катериной Мурашовой поговорили об акцентуациях человеческого характера — выраженных, заостренных психологических чертах, которые могут приводить к сложностям в общении.

Посмотреть полную запись лекции «Как понять, с кем имеешь дело» можно в видеоархиве «Прямой речи».

➤ Мозг человека по своей природе стремится классифицировать окружающий мир и самого себя. Это помогает справляться с огромным разнообразием информации и неопределенностью, создавая иллюзию контроля и понимания. Примером служат популярные интернет-тесты, которые, несмотря на отсутствие научной основы, привлекают большое количество людей.

Склонность к классификации — это не просто любопытство, а способ упрощения и структурирования сложного мира. Однако важно понимать, что классификации — это лишь условные рамки, а не абсолютные истины.

Важно воспринимать классификации как инструмент для понимания, а не как догму. Свойства человека — это градиент: как, например, рост распределен по нормальной кривой, так и черты характера имеют плавные переходы от нормы к крайним вариантам. Нет чёткого разделения на нормальных и ненормальных, а только различные степени проявления качеств.

Первую научную классификацию типов темперамента предложил Гиппократ. Его классификация соотносит темпераменты с четырьмя жидкостями организма: желтая желчь (холерики), кровь (сангвиники), лимфа (флегматики) и черная желчь (меланхолики). Эта классификация существует уже около 2,5 тысяч лет и до сих пор используется с некоторыми изменениями.

Физиолог Иван Павлов дал ей физиологическую основу, описав темпераменты через соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Таким образом, холерики — это люди с преобладанием возбуждения, флегматики — с торможением, сангвиники — сбалансированные, а меланхолики — с низкими процессами обоих видов.

Но чистые темпераменты встречаются редко, чаще наблюдается смешение черт. Темперамент развивается в течение жизни — происходит эволюция личности. Например, яркий холерик не станет флегматиком, но некоторые изменения возможны. Это подчеркивает динамическую природу характера и невозможность жесткой классификации. Биологический и психологический подходы дополняют друг друга, предоставляя более полное понимание человека.


➤ Карл Густав Юнг ввёл понятия интроверсии и экстраверсии, которые сегодня широко известны, но часто неправильно понимаются. Кроме того, Юнг выделял дополнительные черты, такие как рефлексивность, восприимчивость, проницательность, интуиция и сентиментальность. Это усложняет классификацию и показывает, что внутри каждой категории существует множество вариаций. Несмотря на популярность понятий, их практическое применение часто ограничено из-за сложности и неоднозначности.

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, а не болезнь. Люди с акцентуациями — нормальные, здоровые люди, просто с более выраженными чертами. Эта концепция помогает отличать акцентуацию от психических заболеваний и снимает стигму с людей с ярко выраженными личностными особенностями. Классификации акцентуаций помогают лучше понять себя и других, но не должны использоваться для постановки диагноза.

➤ Немецкий психиатр Карл Леонгард выделил 12 типов акцентуаций, которые подробно описывают различные варианты характера. Несмотря на подробность, эти типы не всегда практичны для повседневного использования. Современные тесты позволяют определить процентное соотношение черт, но не всегда понятно, как применять эту информацию. Главное — принять себя и жить дальше, учитывая особенности.


➤ Психиатр Андрей Личко предложил более новую и практичную классификацию акцентуаций, опираясь на отечественную психиатрическую традицию. Личко выделил такие типы, как гипертимный, истероидный, конформный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психо-астенический, циклоидный, шизоидный и эпилептоидный. Эта классификация ближе к практике и помогает понять особенности поведения и реакции людей с разными акцентуациями.

Пример шизоидной акцентуации — это люди с минимальной эмоциональностью, которые не способны на сочувствие, но обладают высоким интеллектом и аналитическим мышлением. Они не больны, но имеют особенности, которые делают их непохожими на большинство.

Гипертимный тип — это люди с повышенной активностью, энергией и жизнерадостностью. Они часто выглядят яркими и интересными, особенно в молодости. Такие люди могут быть очень креативными и инициативными, но иногда им требуется умение контролировать свои порывы.

Циклотимики — люди с перепадами настроения, которые напоминают маниакально-депрессивное расстройство, но при этом остаются здоровыми. Они живут в двух фазах: периодах подъёма энергии и творческого подъёма, а затем — упадка сил и подавленности. Для взрослых циклотимиков важны планирование и умение смягчать перепады настроения, а для окружающих — понимание и поддержка.

Шизоиды — холодные, логичные люди, которые не способны на эмоциональное сочувствие, но могут эффективно обсуждать и анализировать ситуацию. С ними нужно общаться на рациональном уровне, запрашивая алгоритмы действий и мнения, а не эмоциональную поддержку.

Эпилептоиды — взрывные и эмоционально напряженные люди, склонные к ярости при нарушении порядка. Они обладают сильным чувством долга и верности, что делает их ценными в определенных ситуациях. Важно учитывать их особенности при планировании совместной жизни и избегать ситуаций, которые могут вызвать стресс и вспышки гнева.


Акцентуации формируются под влиянием генетики и перинатальных поражений мозга, а также окружающей среды. Например, узкий таз у матери может привести к травмам при рождении, что влияет на нервную систему ребенка. Эти факторы взаимодействуют, создавая индивидуальные особенности характера. Таким образом, акцентуации — результат сложного сочетания биологических и внешних факторов.

➤ Пример формирования акцентуации — ребенок с повышенной возбудимостью нервной системы, который плачет и кричит, вызывая реакцию взрослых. Это может закреплять демонстративное поведение, когда ребенок учится манипулировать вниманием окружающих. Это не просто капризы, а особенности нервной системы и характера, требующие внимательного и осознанного подхода со стороны взрослых.

Важно не поощрять излишнюю эмоциональность у детей с акцентуациями, чтобы не закреплять нежелательные черты. Например, не стоит поддерживать истероидные проявления и демонстративность, так как дети питаются этим вниманием. Вместо этого рекомендуется работать на сглаживание и развитие более адаптивных реакций. Это помогает ребенку лучше адаптироваться в обществе.

➤ Знание о своих акцентуациях и особенностях других людей помогает лучше понимать себя и окружающих, а также строить более гармоничные отношения. Это позволяет избегать невозможных требований и конфликтов, учитывая индивидуальные особенности. Например, не стоит требовать от астеников проявить силу воли, а от шизоидов — эмоциональной отзывчивости.

➤ Различные типы акцентуаций требуют разных подходов. Астенический тип (астено-невротический) характеризуется истощаемостью нервной системы, поэтому от таких людей не стоит требовать сверхусилий — это приведет к ухудшению состояния. Эпилептоиды, напротив, могут мобилизоваться и бороться с трудностями, но требуют уважения к своим особенностям. Знание этих различий помогает выстраивать адекватные ожидания и поддержку.

Все типы акцентуаций имеют свою роль в популяции и эволюции человека. Они не случайны и не должны быть отвергнуты или стигматизированы. Каждый тип приносит определенную ценность обществу, и понимание этого помогает принимать себя и других. Классификации — это инструменты для совладания с многообразием человеческих характеров.

➤ Акцентуации — это не приговор, а особенность, с которой можно и нужно работать. Важно сохранять терпение, планировать свои действия и понимать, что развитие и изменения возможны, но требуют времени и усилий. Это помогает создавать гармоничные отношения и улучшать качество жизни.

Если у вас или у вашего ребенка есть акцентуации, важно изучить их, понять особенности и научиться с ними жить. Для детей — это значит развивать навыки эмоционального интеллекта, сглаживать крайние проявления, не поддерживать патологические черты. Для взрослых — осознавать свои особенности, сообщать окружающим инструкции по взаимодействию и не выдвигать невозможных требований.

Смотрите лекции Катерины Мурашовой в видеоархиве «Прямой речи».
Катерина Мурашова
Катерина Мурашова
Автор

Читайте также