Всемирная летопись безумств
Когда мы говорим о безумстве толпы, мы в первую очередь вспоминаем Средневековье: Варфоломеевская ночь, гонения на ведьм. Но ведь и история с распятием Христа — тоже одна из хрестоматийных историй безумств.
Выделим несколько причин, почему толпа сходит с ума.
— Деньги
— Религия (сверхъестественные культы)
— Безопасность
В Южной Америке индейцы проводили обряд потлач. Народ собирался вокруг озера Титикака, они ставили там свои вигвамы, ели рыбу, пили кукурузное пиво. А потом вожди выезжали на середину озера на праздничной лодке и бросали в воду самые ценные предметы, какие были у племени. Лодку потом тоже разрубали топором. То есть это показательное уничтожение ценностей. А ведь индейцы жили не то, чтобы очень богато. Зачем же им был нужен такой обряд?
Этнографы выяснили, что таким образом индейцы демонстрировали, что им не страшно лишиться ценных предметов. И в итоге эта традиция дошла до того, что целое племя работало весь год только ради того, чтобы потом у всех на глазах уничтожить плоды своего труда и начать цикл сначала.
Схожие примеры были и в Средневековье: рыцари раскидывали в полях монеты — они не надеялись, что деньги прорастут, они просто подчеркнуто лишали себя денег таким способом. Потому что рыцарь не должен думать о благосостоянии, такова была их идеология. То есть это своеобразные социальные обязательства.
Еще один пример безумств — мистерии, тайные ритуалы, связанные с посвящением в адепты того или иного культа. Или луперкалии — безумные праздники, когда люди словно становились безумными на день. Очень много описаний этих событий, но почти нет свидетельств о причинах. Скорее всего это связано с древней театральной традицией. Изначально в театре не было деления на зрителей и актеров. И вероятно, «зрители» очень эмоционально втягивались в действо.

Пример безумств во имя безопасности из древней истории. В 70-е годы до нашей эры Луций Корнелий Сулла, римский консул и будущий диктатор, придумал составить списки так называемых врагов народа. А римляне не разделяли государство и общество. И если кто-то враг государства, то он враг каждого римлянина. Любой желающий может убить врага народа. Страшные поклонники закона, римляне стали ловить этих людей и самыми жестокими способами открыто убивать. Более 2,5 тыс. человек внесено было в списки врагов. Была просто кровавая лихорадка в Риме, римляне спустя какое-то время сами были в шоке.
Нечто подобное происходило во время революций в Европе и в России. Если в древнем мире еще можно было это как-то оправдать желанием богов, то как быть с приходом христианства?
Христианство принесло людям жизнь в ожидании Апокалипсиса. Отсюда — успех проповедников. И хотя конец света все не наступал, тем не менее, периодически актуализировались идеи, что нужно быть готовым. Например, подготовка активно развернулась перед 1000 годом: массовая христианизация Европы, докрестили всех, до кого дотянулись, множество монастырей открылись, возникло летописание. И снова люди стали бросать все и обращаться к жизни в молитве как в первые годы христианства. Это приводило к экономическому кризису.
С тех пор в разные периоды времени люди начинают вдруг ждать конец света. В конце 15 века, когда на Руси происходило становление самодержавия, появлялись сильные ереси — жидовствующие, стригольники. Появилось нечто похожее на русскую инквизицию.

Каждое ожидание конца света сопровождалось теми же действиями — бросанием семей, хозяйств и уходом в леса, чтобы молиться. Или — пойти в Крестовый поход.
Сейчас нам сложно представить масштаб этого мероприятия. Но в средние века большинство людей за всю жизнь ни разу не удалялись от места своего рождения больше чем на 30-50 км. Да и то, это были единичные странствующие рыцари. И вдруг — пойти неизвестно зачем за тысячи километров из Европы в Иерусалим (или в Константинополь). 20-30 тысяч человек отправлялись в поход. Есть версия, что походы князя Игоря были отголосками этих крестовых походов. Но вся эта история окончилась ничем.
Крестовый поход детей в 1212 году — еще один пример нерационального поведения. У взрослых не получилось, потому что взрослые грешны, потому надо идти детям. Несколько тысяч детей, в том числе из хороших семей, дошли до Средиземного моря. Конец и этой истории довольно мутный: похоже, что их всех в итоге убили или продали в рабство.
Массовые безумства требуют движения, перемещения. Или самоистязания. Так появились в 13 веке флагелланты — движение «бичующихся». Бичевание, кстати, до сих пор существует. От человека отлетают куски плоти, а он радостный и смеется. Конвульсизм тут же — когда совершенно нормальные люди начинают безумно трястись, странно двигать руками, кричать.
В 14 веке произошла первая танцевальная эпидемия, а в 16 веке — знаменитая танцевальная чума. Люди начинали танцевать и не могли остановиться, умирали даже. Пляска святого Витта — считалось, что святой Витт мог бы помочь, но делалось только хуже. Почему это было? Есть версия, что это спорынья — паразит ржи, который попадал в хлеб и обладал галлюциногенным действием. Но возможно, это просто общая психическая неустойчивость средневековых людей — тут и приход чумы, и эсхатологические ожидания, свирепство церкви и прочее.
Плюс какодемономания — склонность видеть демонов везде и во всем. Почему нельзя зевать с открытым ртом? Потому что демоны попадут внутрь. Откуда взялось это стремление везде видеть демонов? Чтобы влиять на большое количество людей, их надо запугать. При том, что у богословов почти не упоминаются эти демоны, простой народ в 15-16 веках нереально боялся демонов. Бог находится далеко, до него не достучаться. А вот если чертыхнуться, замешивая тесто, то тесто точно скиснет. Страх перед демонами послужил началом антиведьминских процессов.
Ведьмы были всегда — они и лечили, и помогали. До 13 века не было судебных процессов над ведьмами. В 14-15 веке, когда появилась уже инквизиция, охота на ведьм стала разгораться. Пик этой истории — 16-17 век. Последняя ведьма была казнена по приговору суда в 1809 году в Кенигсберге. Распространение грамотности стимулировало боязнь ведьм и демонов, как ни странно. Классический пример массовой истерии.
Когда в 18 веке придумали термин «средневековье», он стал означать эпоху неразумного, эпоху предрассудков, косности и безумств. Но если посмотреть на историю беспристрастно, то мы увидим, что самые ужасные вещи начинают происходить тогда, когда начинают распространяться рационализм и знания о мире.
Но и предрассудки остаются: волна вампирофобии в 18 веке захлестнула Европу. 4 года работала императорская комиссия по Европе, вампиров, конечно, не нашли, но граф Дракула потом все равно появился.
Пришла эпоха Разума и французская революция. А с ними и гильотина, и массовые казни. За 2,5 месяца казнили тысячи человек за самые странные подозрения.
Потом массовые убийства — как во время войн, так и в результате действий тоталитарных режимов и сект — периодически повторялись в разных обществах. Нанкинская резня в 1937 году, массовое убийство во вьетнамском Сонгми в 1968-м, коллективное самоубийство в Джонстауне в Гайане в 1978 году и так далее.
Но были и безумства ради наживы. 1637 год, Голландия — тюльпановая лихорадка. Цены на луковицы взлетели в десятки раз без очевидных причин, что привело к коллапсу экономики в Голландии. Золотой телец вышел на арену, став причиной и двигателем многочисленных «золотых лихорадок» в Америке, где 90% людей умерли, так и не стяжав богатств.
Лекцию Константина Шолмова «Всемирная летопись безумств» можно посмотреть в видеоархиве.